Статья
Дисграфия
Дисграфия не является изолированным нарушением, помимо наблюдаются ещё расстройства устной речи (дислексия) и других психических функций в зависимости от того, какой компонент недостаточно сформирован.
Причинами дисграфий выступает повреждение головного мозга ребенка в период внутриутробного развития (патология беременности), в период родов и последствия перенесенных заболеваний в ранний период развития (менингиты, энцефалиты, черепно-мозговые травмы, тяжелые инфекции). Существуют и социально-психологические, причины- например, двуязычие в семье, дефицит речевых контактов, невнимание к речи ребенка со стороны взрослого и т.д.
Есть типичные ошибки, повторение которых при чтении или письме, может говорить о наличии дисграфии:
- Часто путают буквы «Р» и «Ь», «З» и «Э».
- Смешение букв при чтении и письме по оптическому сходству: б – д; п – т; Е – З; а – о; д – у и т.д.
- Ошибки, связанные с нарушением произношения. Отсутствие каких-то звуков или замена одних звуков на другие в устной речи соответственно отражается и на письме. Ребенок пишет то же, что и говорит: сапка (шапка).
- Смешение фонем по акустико-артикуляционному сходству, что происходит при нарушениях фонематического восприятия. При этой форме дисграфии особенно тяжело детям дается письмо под диктовку. Смешиваются гласные о – у, ё – ю; согласные р – л, й – ль; парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ смешиваются как между собой, так и с другими фонемами. Например: тубло (дупло), лёбит (любит).
- Пропуск букв и слогов, недописание слов.
- Часты при дисграфии ошибки персеверации (застревание): “За зомом росла мамина” (За домом росла малина), антиципации (предвосхищение, упреждение): “Дод небом лолубым” (Под небом голубым).
- Большой процент ошибок из-за неумения ребенка передавать на письме мягкость согласных: сольить (солить), въезет (везет).
- Слитное написание предлогов, раздельное – приставок.
Если ваш ребенок допускает подобные ошибки, но они единичны, то причины надо искать в другом. Не являются дисграфическими ошибки, допущенные из-за незнания грамматических правил.
Диагностика дисграфии является комплексной, включает работу многих специалистов:
- Работа невролога.
- Работа офтальмолога (для исключения дефектов зрения).
- Работа ЛОРа (для исключения проблем со слухом).
- Работа логопеда-дефектолога (оценка уровня сформированности речевой функции).
- Работа нейропсихолога (для оценки развития высших психических функций, ручной моторики, «правшество-левшество»), а также включает диагностику письменной речи (для исключения незнания элементарных правил грамматики).
Для успешной коррекции нарушений письма, необходима слаженная медико-психолого-педагогическая работа.
Предупреждение дисграфии должно начинаться еще до начала обучения ребенка в школе. В профилактическую работу необходимо включать целенаправленное развитие высших психических функций, способствующих нормальному овладению процессами письма и чтения.
Спасибо за внимание!
Расписание специалистов → Записаться сейчас → Звонок в Центр →Ждем Вас в нашем Центре (МОСКВА, МОЖАЙСКОЕ ШОССЕ 4К1).
УСЛУГИ В НАШЕМ ЦЕНТРЕ
Поможем в выборе!
Если у вас есть вопросы, оставьте заявку — мы ответим на все ваши вопросы
Оставьте комментарий: