Open/Close Menu Мы работаем с детьми с любыми задержками в развитии
Глоссарий терминов

А

ABA-терапист
ABA-терапевт (Applied Behavior Analysis therapist) – специалист, занимающийся применением методов поведенческого анализа в рамках терапии. ABA-терапия основана на принципах поведенческой науки и направлена на изменение поведения пациента, учебу новым навыкам и уменьшение нежелательных поведенческих проявлений.

Эти терапевты часто работают с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС), а также с другими клиентами, сталкивающимися с различными поведенческими проблемами. Методы ABA включают в себя систематическую оценку поведения, разработку индивидуализированных программ обучения и использование положительного подкрепления для поощрения желаемого поведения.

ABA-терапевты часто работают в сотрудничестве с родителями, учителями и другими специалистами для создания консистентной и поддерживающей среды, способствующей развитию навыков и улучшению качества жизни клиента.

Алалия
Алалия – это отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и сохраненном интеллекте, вследствие недоразвития речевых зон доминантного полушария головного мозга или их поражения во внутриутробном либо раннем постнатальном периоде.
Арт-терапевт
Арт-терапевт – специалист, который использует художественные и креативные процессы в качестве средства для поддержки психологического благополучия и эмоционального выражения у клиентов. Арт-терапия основана на идее, что творческое самовыражение через рисование, живопись, лепку, музыку, танец или другие художественные формы может помочь людям освоить свои чувства, выразить эмоции, решить проблемы и повысить самосознание.

Арт-терапевты работают с людьми разного возраста и фонов, включая детей, подростков и взрослых. Они могут помогать клиентам с различными психологическими проблемами, такими как стресс, тревожность, депрессия, травмы или расстройства личности. В процессе арт-терапии важен не столько художественный талант, сколько сам выразительный процесс, который помогает клиентам в обработке своих эмоций и переживаний.

Арт-терапевты могут работать как в индивидуальной, так и в групповой терапии, интегрируя творческие методы в психотерапевтический процесс.

Д

Дизартрия
Дизартрия (из др.-греч. δυσ- — приставка, означающая затруднённость, расстройство + ἀρθρόω — «сочленяю, соединяю») — нарушение произношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы.
Дисграфия
Дисграфия – нарушение процесса письма, проявляющиеся в повторяющихся, стойких ошибках, которые обусловлены несформированной высшей психической деятельностью, участвующей в процессе письма. Данное нарушение является препятствием для овладения учениками грамоты и грамматики языка.
Дискалькулия
Дискалькулия — это расстройство, связанное с трудностями в усвоении и понимании математических концепций, что может привести к затруднениям в выполнении математических операций и решении задач. В отличие от дислексии, которая связана с трудностями чтения, дискалькулия касается математики.

Люди с дискалькулией могут испытывать сложности с основными математическими навыками, такими как распознавание чисел, выполнение арифметических операций, понимание математических символов и т.д. Это расстройство может затруднить школьное обучение и повлиять на повседневные математические навыки.

Дислексия
Дислексия – одна из распространенных проблем обучения у детей, которая проявляется специфическим расстройством чтения. Причину возникновения данного заболевания связывают с неврологическими расстройствами генетической природы. Человек, страдающий дислексией, затрудняется овладеть навыками чтения и письма.
ДЦП
Детский церебральный паралич. Заболевание центральной нервной системы, которое возникает в результате поражения одного или более отделов головного мозга. Это может произойти в период внутриутробного развития, во время родов или в период новорожденности вследствие различного рода травм.

З

ЗПР
Задержка психического развития
ЗРР
Задержка речевого развития (ЗРР). У детей – это отставание в речи от нормы развития детей до 4 лет. При диагнозе ЗРР ребенок может говорить, но по сравнению со сверстниками очень слабо. Термин «задержка речевого развития у детей» широко применяется в логопедической практике
ЗПРР
Задержка психоречевого развития
ЗПРР
Задержка психоречевого развития

К

Кинезиотейпинг / кинезиотейпирование
Кинезиотейпирование Кинезиологическое тейпирование – это простой и эффективный метод лечения растяжения связок, мышечных болей и других травм, а также гематом и отеков с помощью специальной клейкой ленты (тейпа). Изначально кинезиотейпирование применялось в спортивной медицине, и лишь относительно недавно оно стало популярным при лечении различных заболеваний опорно-двигательного аппарата.

Л

Логопед-дефектолог
Логопед-дефектолог – специалист, занимающийся диагностикой, коррекцией и реабилитацией нарушений в области речи и коммуникации. Он работает с людьми, у которых возникли проблемы в развитии речи, а также с теми, кто столкнулся с нарушениями общения.

Область дефектологии охватывает различные виды нарушений, такие как дислалия (нарушение произношения), дизартрия (нарушение артикуляции из-за моторных проблем), афазия (потеря речевых навыков после инсульта или травмы мозга), а также другие речевые и коммуникативные трудности.

Логопед-дефектолог проводит обследование, выявляет проблемы в области речи и коммуникации, разрабатывает программы коррекции и тренировок, а также работает с пациентами индивидуально или в группе для улучшения их речевых навыков.

Особенно часто логопед-дефектолог работает с детьми, но также может оказывать помощь и взрослым с аналогичными проблемами.

Н

Нейропсихолог
Детский нейропсихолог — специалист в области нейропсихологии, который специализируется на исследовании и поддержке развития детского мозга и психических функций. Нейропсихология объединяет знания из области нейрологии (изучения нервной системы) и психологии (изучения психических процессов).

Детский нейропсихолог проводит оценку различных аспектов когнитивных функций, включая внимание, память, языковые навыки, моторику и другие когнитивные процессы у детей. Он также занимается выявлением и оценкой различных нейрологических или психологических расстройств, таких как дислексия, дефицит внимания с гиперактивностью (ДВГ), аутизм и другие.

После проведения оценки детский нейропсихолог может разрабатывать индивидуализированные программы вмешательства и реабилитации, а также сотрудничать с родителями и образовательными учреждениями, чтобы обеспечить поддержку и соответствующее обучение для детей с различными нейрологическими и психологическими потребностями.

О

ОНР
Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики)при нормальном слухе и интеллекте.
Остеопат
Остеопат – медицинский специалист, который занимается остеопатией – формой альтернативной медицины, фокусирующейся на диагностике и лечении механических расстройств в теле. Остеопаты основывают свою практику на представлении о том, что здоровье организма зависит от нормальной структуры и функции его тканей и что многие болезни связаны с нарушениями в подвижности и гармонии между различными системами организма.

Остеопаты используют мягкие манипуляции, такие как растяжение, мягкое давление и мануальные техники для восстановления баланса и поддержания нормальной структуры тела. Они могут работать с мышцами, суставами, костями и другими тканями с целью улучшения циркуляции крови, снижения напряжения и улучшения общего состояния здоровья.

Важно отметить, что остеопатия не является заменой традиционной медицинской практики, и пациенты, ищущие помощь у остеопата, часто делают это в дополнение к обращению к врачам других специальностей.

П

Психолог
Детский психолог – специалист в области психологии, который специализируется на работе с детьми и подростками. Задачей детского психолога является изучение и понимание психологического развития детей, а также предоставление помощи в решении различных проблем и трудностей, с которыми они могут столкнуться.

Детский психолог может заниматься разнообразными аспектами психологического состояния ребенка, включая эмоциональное благополучие, социальные навыки, обучение, адаптацию к изменениям, проблемы в поведении, а также решение конкретных семейных или школьных трудностей.

Он может использовать различные методы и техники, такие как беседы, игры, тестирование, чтобы лучше понять потребности и особенности каждого ребенка. Важным аспектом работы детского психолога является также взаимодействие с родителями или опекунами, чтобы создать благоприятную среду для развития ребенка и предоставить поддержку всей семье.

Психотерапевт
Психотерапевт — профессиональный специалист, обученный предоставлять психотерапевтическую помощь людям, сталкивающимся с различными эмоциональными, психологическими или поведенческими трудностями. Цель психотерапии — помочь клиентам лучше понять свои эмоции, мысли и поведение, а также разработать стратегии решения проблем и улучшения качества их жизни.

Психотерапевты могут использовать различные теоретические подходы и методы в своей работе, такие как когнитивно-поведенческая терапия, психоанализ, гештальт-терапия, семейная терапия и другие. Они работают с клиентами индивидуально или в группах, в зависимости от конкретных потребностей.

Психотерапевт помогает клиентам осознать и изменить негативные паттерны мышления, разрешить эмоциональные трудности, решить межличностные конфликты и повысить уровень самосознания. Важным аспектом психотерапии является также установление доверительных отношений между психотерапевтом и клиентом, что способствует успешному процессу лечения.

Р

РАС
Расстройства аутистического спектра
РДА
Синдром РДА — синдром раннего детского аутизма
Ринолалия
Ринолалия (др.-греч. ῥῑνο- «нос» и λαλιά «речь») или гнусавость, палатолалия — дефект звукопроизношения, вид органической дислалии, образующийся в результате излишнего или недостаточного резонирования в носовой полости.

С

СДВГ
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью
СДВГ / Гиперактивность
Гиперактивность — это состояние, характеризующееся повышенным уровнем активности и невозможностью сдерживать двигательную активность. Этот термин чаще всего используется в медицинском контексте, особенно при обсуждении расстройств, таких как дефицит внимания и гиперактивность (ДВГ), которое часто встречается у детей.

ДВГ, также известное как расстройство дефицита внимания с гиперактивностью (РДВГ), является неврологическим расстройством, которое может влиять на внимание, концентрацию и контроль над импульсивным поведением. Гиперактивность обычно проявляется в чрезмерной двигательной активности, беспокойстве и трудности в соблюдении правил и структуры.

Гиперактивность также может быть симптомом других состояний, таких как биполярное расстройство, шизофрения или эпилепсия. В этих случаях гиперактивность может проявляться как часть общего комплекса симптомов, связанных с основным заболеванием.

Важно отметить, что гиперактивность не всегда является патологическим состоянием и может быть нормальной частью развития у детей. Однако, если гиперактивность существенно мешает нормальной жизни и функционированию человека, это может потребовать внимания и, возможно, медицинской помощи.

СНР
Системное недоразвитие речи

Ф

ФФНР
ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ — нарушение процессов формирования произносительной системы языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков. Дети не могут различить или путают близкие звуки.
ФНР
ФОНЕТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ — это нарушение звукопроизношения при нормальном физическом и фонематическом слухе и нормальном строении речевого аппарата. Может наблюдаться расстройство отдельного звука или нескольких звуков одновременно: могут проявляться в пропуске звука, в искажениях произнесение звука «р», неправильном произношении любого согласного звука.
CategoryБез темы
Оставьте комментарий:

Your email address will not be published.

Телефон        +7 (495) 120-04-57