А
ABA-терапист |
ABA-терапевт (Applied Behavior Analysis therapist) – специалист, занимающийся применением методов поведенческого анализа в рамках терапии. ABA-терапия основана на принципах поведенческой науки и направлена на изменение поведения пациента, учебу новым навыкам и уменьшение нежелательных поведенческих проявлений.
Эти терапевты часто работают с детьми с расстройствами аутистического спектра (РАС), а также с другими клиентами, сталкивающимися с различными поведенческими проблемами. Методы ABA включают в себя систематическую оценку поведения, разработку индивидуализированных программ обучения и использование положительного подкрепления для поощрения желаемого поведения. ABA-терапевты часто работают в сотрудничестве с родителями, учителями и другими специалистами для создания консистентной и поддерживающей среды, способствующей развитию навыков и улучшению качества жизни клиента. |
Агнозия |
Агнозия — нарушение процессов узнавания предметов и явлений при сохранности сознания и функции органов чувств; наблюдается при поражении определенных отделов коры больших полушарий головного мозга. (различают: акустическую(слуховая), апперцептивная(форма оптической), вкусовую, зрительную(оптическая), обонятельную, осязательную(тактильная), пальцевую, пространственную, симультанную(зрительное отсутствие восприятие целого). |
Алалия |
Алалия – это отсутствие или недоразвитие речи у детей при нормальном слухе и сохраненном интеллекте, вследствие недоразвития речевых зон доминантного полушария головного мозга или их поражения во внутриутробном либо раннем постнатальном периоде. |
Алалия моторная |
Алалия моторная — недоразвитие экспрессивной речи, выраженное затруднениями в овладении активным словарем и грамматическим строем языка при достаточно сохранном понимании речи; в основе А. .м. лежит расстройство или недоразвитие аналитико-синтетической деятельности речедвигательного анализатора, выраженное, в частности, заменой тонких и сложных артикуляционных дифференцировок более грубыми и простыми; причина- поражение коркового конца речедвигательного анализатора. |
Алалия сенсорная |
Алалия сенсорная — недоразвитие импрессивной речи, когда наблюдается разрыв между смыслом и звуковой оболочкой слов; у ребенка нарушается понимание речи окружающих, несмотря на хороший слух и сохранные способности к развитию активной речи. |
Апраксия |
Апраксия (греч. а- — без, не + praxis — действие) — нарушение целенаправленного действия при сохранности необходимых движений и процессов мышления, возникающее при очаговых поражениях коры больших полушарий головного мозга или проводящих путей мозолистого тела. |
Арт-терапевт |
Арт-терапевт – специалист, который использует художественные и креативные процессы в качестве средства для поддержки психологического благополучия и эмоционального выражения у клиентов. Арт-терапия основана на идее, что творческое самовыражение через рисование, живопись, лепку, музыку, танец или другие художественные формы может помочь людям освоить свои чувства, выразить эмоции, решить проблемы и повысить самосознание.
Арт-терапевты работают с людьми разного возраста и фонов, включая детей, подростков и взрослых. Они могут помогать клиентам с различными психологическими проблемами, такими как стресс, тревожность, депрессия, травмы или расстройства личности. В процессе арт-терапии важен не столько художественный талант, сколько сам выразительный процесс, который помогает клиентам в обработке своих эмоций и переживаний. Арт-терапевты могут работать как в индивидуальной, так и в групповой терапии, интегрируя творческие методы в психотерапевтический процесс. |
Аутизм детский ранний |
Аутизм детский ранний (от греч. autos – сам. Син.: Каннера* синдром) — это болезненное состояние психики ребенка, характеризующееся сосредоточенностью на своих переживаниях, уходом от реального внешнего мира. При аутизме часто нарушается ориентировка во времени, появляется отрыв от реальности, отгороженность от мира, отсутствие или парадоксальность реакций на внешние воздействия, пассивность и сверхранимость в контактах со средой в целом. Поведение аутичного ребенка характеризуется выраженной стереотипностью, однообразием. Прежде всего, это стремление к сохранению привычного постоянства в окружающем: есть одну и ту же пищу; носить одну и ту же одежду; гулять по одному и тому же маршруту и т. п. Попытки разрушить эти стереотипные условия жизни ребенка вызывают у него диффузную тревогу, агрессию либо самоагрессию. В моторике характерны вычурность позы, движений, мимики, ходьба на цыпочках. Движения часто неуклюжи, угловаты, замедленны, плохо координированы, лишены детской пластичности, производят впечатление «деревянных», марионеточных. Медлительность сочетается с импульсивностью. Также своеобразны у детей речевые расстройства. Аутичность проявляется в уменьшении речевого контакта, иногда ребенок совсем перестает пользоваться речью (мутизм) и не реагирует на речь окружающих (сурдомутизм). Часто страдает выраженность речи. Речь может быть бедной, содержащей набор коротких штампов, отдельных слов. Она может быть литературной, богатой неологизмами. Главная особенность речи аутичного ребенка — автономность, неиспользование ее для диалога, общения и познания окружающего мира. Наиболее выпукло РДА проявляется в возрасте 3—5 лет. |
Афазия |
Афазия — полная или частичная утрата речи, обусловленная поражением коры доминантного полушария головного мозга при отсутствии расстройств артикуляционного аппарата и слуха. ся поражение коркового конца слухоречевого анализатора и его проводящих путей. |
Афазия акустико-гностическая |
Афазия акустико-гностическая – сенсорная афазия с вторичным нарушением экспрессивной речи (логорея, вербальные парафазии); наблюдается при локализации очага поражения в заднем отделе верхней височной извилины коры доминантного полушария головного мозга. |
Д
Дизартрия |
ДИЗАРТРИЯ (диз- + греч. arthroõ — членораздельно произносить) — расстройство артикуляции речи, проявляющееся неясностью произношения (особенно согласных звуков), смазанностью, глухостью, замедленностью или прерывистостью и часто носовым оттенком речи. Дизартрия возникает вследствие паралича мышц, участвующих в артикуляции, из-за поражения IX, X и XII черепно-мозговых нервов или путей, связывающих двигательную зону коры с ядрами этих нервов. При Д. в отличие от афазии (см.: Афазия) ограничена подвижность органов речи (мягкого нёба, языка, губ), вследствие чего затруднена артикуляция. У взрослых Д. не сопровождается распадом речевой системы: нарушения восприятия речи на слух, чтения, письма. В детском возрасте Д. нередко приводит к нарушению произнесения слов и, как следствие, к нарушению чтения и письма, а иногда к общему недоразвитию речи. Нарушение звукопроизношения и речи легко распознаются, поскольку речь смазанная, глухая, часто с носовым оттенком. См.: Анартрия. Дизартрия: стертая форма. Нервы черепно-мозговые. |
Дисграфия |
Дисграфия – нарушение процесса письма, проявляющиеся в повторяющихся, стойких ошибках, которые обусловлены несформированной высшей психической деятельностью, участвующей в процессе письма. Данное нарушение является препятствием для овладения учениками грамоты и грамматики языка. |
Дискалькулия |
Дискалькулия — это расстройство, связанное с трудностями в усвоении и понимании математических концепций, что может привести к затруднениям в выполнении математических операций и решении задач. В отличие от дислексии, которая связана с трудностями чтения, дискалькулия касается математики.
Люди с дискалькулией могут испытывать сложности с основными математическими навыками, такими как распознавание чисел, выполнение арифметических операций, понимание математических символов и т.д. Это расстройство может затруднить школьное обучение и повлиять на повседневные математические навыки. |
Дислалия |
Дислалия (дис- + греч. lalia — речь) — нарушение произношения звуков речи родного языка, заключающееся в неправильном усвоении артикуляционных укладов, не свойственных данной фонетической системе (отсутствие необходимого артикуляционного уклада, искажения артикуляции, утрирование, добавочная артикуляция) детерминирующих произношение одной или нескольких фонем, в чем-либо отличное по своему звучанию от общепринятого говора и затрудняющее понимание речи говорящего. Различают несколько видов Д. Син.: Косноязычие. Дислалия — нарушение звукопроизношения. |
Дислексия |
Дислексия – одна из распространенных проблем обучения у детей, которая проявляется специфическим расстройством чтения. Дислексия (дис- + греч. lexis — речь, слово) — частичное нарушение или расстройство процесса чтения, характеризующееся трудностями при обучении ребенка чтению и проявляющееся в многочисленных повторяющихся ошибках стойкого характера, обусловленное несформированностью функций, участвующих в процессе овладения чтением. Различают несколько видов Д. (см. ниже). См. также: Легастения Дислексия — частичное нарушение процесса чтения, проявляющееся в повторяющихся ошибках стойкого характера. |
ДЦП |
Детский церебральный паралич. Заболевание центральной нервной системы, которое возникает в результате поражения одного или более отделов головного мозга. Это может произойти в период внутриутробного развития, во время родов или в период новорожденности вследствие различного рода травм. |
З
ЗПР |
Задержка психического развития |
ЗРР |
Задержка речевого развития (ЗРР). У детей – это отставание в речи от нормы развития детей до 4 лет. При диагнозе ЗРР ребенок может говорить, но по сравнению со сверстниками очень слабо. Задержка речевого развития — нарушение хода речевого развития, проявляющееся в несоответствии нормальному онтогенезу, отставание в темпе |
Заикание |
Заикание — нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата |
Заикание неврозоподобное |
Заикание неврозоподобное — заикание, по внешнему проявлению сходное с невротическим заиканием, но имеющее непсихогенное происхождение; наблюдается при шизофрении, эпилепсии, разных видах олигофрении, чаще всего вызываются органическим поражением центральной нервной системы; термин «З.Н.» часто используют как синоним термина «Заикание органическое». |
ЗПРР |
Задержка психоречевого развития |
ЗПРР |
Задержка психоречевого развития |
К
Кинезиотейпинг / кинезиотейпирование |
Кинезиотейпирование Кинезиологическое тейпирование – это простой и эффективный метод лечения растяжения связок, мышечных болей и других травм, а также гематом и отеков с помощью специальной клейкой ленты (тейпа). Изначально кинезиотейпирование применялось в спортивной медицине, и лишь относительно недавно оно стало популярным при лечении различных заболеваний опорно-двигательного аппарата. |
Л
Логопед-дефектолог |
Логопед-дефектолог – специалист, занимающийся диагностикой, коррекцией и реабилитацией нарушений в области речи и коммуникации. Он работает с людьми, у которых возникли проблемы в развитии речи, а также с теми, кто столкнулся с нарушениями общения.
Область дефектологии охватывает различные виды нарушений, такие как дислалия (нарушение произношения), дизартрия (нарушение артикуляции из-за моторных проблем), афазия (потеря речевых навыков после инсульта или травмы мозга), а также другие речевые и коммуникативные трудности. Логопед-дефектолог проводит обследование, выявляет проблемы в области речи и коммуникации, разрабатывает программы коррекции и тренировок, а также работает с пациентами индивидуально или в группе для улучшения их речевых навыков. Особенно часто логопед-дефектолог работает с детьми, но также может оказывать помощь и взрослым с аналогичными проблемами. |
Н
Нейропсихолог |
Детский нейропсихолог — специалист в области нейропсихологии, который специализируется на исследовании и поддержке развития детского мозга и психических функций. Нейропсихология объединяет знания из области нейрологии (изучения нервной системы) и психологии (изучения психических процессов).
Детский нейропсихолог проводит оценку различных аспектов когнитивных функций, включая внимание, память, языковые навыки, моторику и другие когнитивные процессы у детей. Он также занимается выявлением и оценкой различных нейрологических или психологических расстройств, таких как дислексия, дефицит внимания с гиперактивностью (ДВГ), аутизм и другие. После проведения оценки детский нейропсихолог может разрабатывать индивидуализированные программы вмешательства и реабилитации, а также сотрудничать с родителями и образовательными учреждениями, чтобы обеспечить поддержку и соответствующее обучение для детей с различными нейрологическими и психологическими потребностями. |
О
ОНР |
Общее недоразвитие речи (ОНР) — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушается формирование всех компонентов речевой системы, то есть звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики)при нормальном слухе и интеллекте. |
Олигофренопедагог |
Олигофренопедагог — педагог со специальным высшим образованием, осуществляющий обучение и воспитание умственно отсталых детей. |
Олигофрения |
Олигофрения — стойкое психическое недоразвитие, обусловленное органической недостаточностью головного мозга, возникшей на ранних этапах онтогенеза — во внутриутробном периоде, во время родов или на первом году жизни; наиболее распространенная клиническая форма умственной отсталости. |
Онтогенез |
Онтогенез — совокупность последовательных морфологических, физиологических и биохимических преобразований организма от его зарождения до конца жизни. |
Остеопат |
Остеопат – медицинский специалист, который занимается остеопатией – формой альтернативной медицины, фокусирующейся на диагностике и лечении механических расстройств в теле. Остеопаты основывают свою практику на представлении о том, что здоровье организма зависит от нормальной структуры и функции его тканей и что многие болезни связаны с нарушениями в подвижности и гармонии между различными системами организма.
Остеопаты используют мягкие манипуляции, такие как растяжение, мягкое давление и мануальные техники для восстановления баланса и поддержания нормальной структуры тела. Они могут работать с мышцами, суставами, костями и другими тканями с целью улучшения циркуляции крови, снижения напряжения и улучшения общего состояния здоровья. Важно отметить, что остеопатия не является заменой традиционной медицинской практики, и пациенты, ищущие помощь у остеопата, часто делают это в дополнение к обращению к врачам других специальностей. |
П
Психолог |
Детский психолог – специалист в области психологии, который специализируется на работе с детьми и подростками. Задачей детского психолога является изучение и понимание психологического развития детей, а также предоставление помощи в решении различных проблем и трудностей, с которыми они могут столкнуться.
Детский психолог может заниматься разнообразными аспектами психологического состояния ребенка, включая эмоциональное благополучие, социальные навыки, обучение, адаптацию к изменениям, проблемы в поведении, а также решение конкретных семейных или школьных трудностей. Он может использовать различные методы и техники, такие как беседы, игры, тестирование, чтобы лучше понять потребности и особенности каждого ребенка. Важным аспектом работы детского психолога является также взаимодействие с родителями или опекунами, чтобы создать благоприятную среду для развития ребенка и предоставить поддержку всей семье. |
Психотерапевт |
Психотерапевт — профессиональный специалист, обученный предоставлять психотерапевтическую помощь людям, сталкивающимся с различными эмоциональными, психологическими или поведенческими трудностями. Цель психотерапии — помочь клиентам лучше понять свои эмоции, мысли и поведение, а также разработать стратегии решения проблем и улучшения качества их жизни.
Психотерапевты могут использовать различные теоретические подходы и методы в своей работе, такие как когнитивно-поведенческая терапия, психоанализ, гештальт-терапия, семейная терапия и другие. Они работают с клиентами индивидуально или в группах, в зависимости от конкретных потребностей. Психотерапевт помогает клиентам осознать и изменить негативные паттерны мышления, разрешить эмоциональные трудности, решить межличностные конфликты и повысить уровень самосознания. Важным аспектом психотерапии является также установление доверительных отношений между психотерапевтом и клиентом, что способствует успешному процессу лечения. |
Р
РАС |
Расстройства аутистического спектра |
РДА |
Синдром РДА — синдром раннего детского аутизма |
Ринолалия |
Ринолалия (др.-греч. ῥῑνο- «нос» и λαλιά «речь») или гнусавость, палатолалия — дефект звукопроизношения, вид органической дислалии, образующийся в результате излишнего или недостаточного резонирования в носовой полости. |
С
СДВГ |
Синдром дефицита внимания с гиперактивностью |
СДВГ / Гиперактивность |
Гиперактивность — это состояние, характеризующееся повышенным уровнем активности и невозможностью сдерживать двигательную активность. Этот термин чаще всего используется в медицинском контексте, особенно при обсуждении расстройств, таких как дефицит внимания и гиперактивность (ДВГ), которое часто встречается у детей.
ДВГ, также известное как расстройство дефицита внимания с гиперактивностью (РДВГ), является неврологическим расстройством, которое может влиять на внимание, концентрацию и контроль над импульсивным поведением. Гиперактивность обычно проявляется в чрезмерной двигательной активности, беспокойстве и трудности в соблюдении правил и структуры. Гиперактивность также может быть симптомом других состояний, таких как биполярное расстройство, шизофрения или эпилепсия. В этих случаях гиперактивность может проявляться как часть общего комплекса симптомов, связанных с основным заболеванием. Важно отметить, что гиперактивность не всегда является патологическим состоянием и может быть нормальной частью развития у детей. Однако, если гиперактивность существенно мешает нормальной жизни и функционированию человека, это может потребовать внимания и, возможно, медицинской помощи. |
СНР |
Системное недоразвитие речи |
Ф
ФФНР |
ФОНЕТИКО-ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ — нарушение процессов формирования произносительной системы языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие дефектов восприятия и произношения звуков. Дети не могут различить или путают близкие звуки. |
ФНР |
ФОНЕТИЧЕСКОЕ НЕДОРАЗВИТИЕ РЕЧИ — это нарушение звукопроизношения при нормальном физическом и фонематическом слухе и нормальном строении речевого аппарата. Может наблюдаться расстройство отдельного звука или нескольких звуков одновременно: могут проявляться в пропуске звука, в искажениях произнесение звука «р», неправильном произношении любого согласного звука. |
Оставьте комментарий: