Проективная рисуночная диагностика
Что это такое?
Рисуночные тесты пользуются особой симпатией как у психологов-практиков, так и у детей и их родителей. Причина проста. Во-первых, несмотря на легкость и доступность в плане получения исходных данных, они очень содержательны в диагностическом плане. Это позволяет использовать их для экспресс-диагностики. Работа с рисуночным материалом позволяет существенно расширить возрастной диапазон детской аудитории, поскольку такой метод диагностики является доступным детям начиная с раннего дошкольного возраста. Кроме того, рисуночные методы диагностики понятны и интересны самим детям, и специалисту, как правило, не приходится сталкиваться с сопротивлением или отказом выполнять задание. Не секрет, что проективные рисуночные тесты существенно облегчают процесс установления контакта между психологом и ребенком. Это особенно важно в начале длительного коррекционного курса.
Таким образом, рисунок является хорошим психодиагностическим средством, зачастую обладающим большими возможностями, нежели хорошо структуриро¬ванные и стандартизированные тесты. Однако для того, чтобы правильно интерпретировать диагностические рисунки, нужно долго и кропотливо исследовать творения не только своих детей, но и множества других, сравнивать детские рисунки с рисунками взрослых, рисунки психически и соматически здоровых людей с имеющими различные нарушения и патологии. Поэтому, не имея соответствующей подготовки, не стоит пытаться разгадать тайну рисунка, ведь черное не всегда плохо, а красивое не всегда доброе.
← Расписание Записаться→-
Для кого →
Любой родитель при правильной постановке задачи может получить содержательный в диагностическом плане рисунок. Вот примерный перечень (по А.Л.Венгеру) психологических особенностей ребенка, которые могут быть оценены при проведении рисуночных тестов:
- уровень общего умственного развития;
- уровень психомоторного тонуса (повышенный, пониженный, астения);
- рациональный или эмоциональный подход к действительности преобладает;
- анализ степени самоконтроля, наличие импульсивности;
- эмоциональная лабильность или ригидность;
- тревога и тревожность;
- страхи и депрессии;
- особенности реакции на стресс;
- различные виды агрессии;
- экстра- и интроверсия;
- демонстративность;
- степень удовлетворения потребности в общении, аутизация;
- степень социализированности;
- антисоциальные тенденции;
- отношение к сексуальной сфере;
- отношение к семейной сфере в целом и к отдельным членам семьи по отдельности.
-
Как проводится диагностика →
При очном занятии в Центре диагностика начинается сразу после постановки задачи ребенку!
Для специалиста момент, предшествующий собственно выполнению рисунка, уже является источником важных диагностических данных. Один ребенок без лишних вопросов начнет выполнять задание, а другой начнет задавать вопросы. Специалист знает, как на них отвечать чтобы достичь правильного результата, ведь невольно направив ребенка в кажущемся нужном направлении легко оказать влияние на «географию» рисунка и материал получится искаженным.Также важно наблюдать за процессом рисования. Кто-то рисует молча, а кто-то постоянно комментирует все, что он делает, по ходу рисования сочиняя какую-то историю. Один рисует быстро и уверенно, другой долго размышляет над каждой линией, сомневается, стирает, зачеркивает и так далее.
Специалист может сделать некоторые выводы уже на этом начальном этапе.
Интерпретируя полученные данные, помимо форм и деталей объектов, учитывается масса различных параметров: характер линий, силу нажима на бумагу, типы штриховки и зачернение, стирания и исправления, расположение на листе, наклон рисунков, его размер, заполненность страницы. Обязательно берутся во внимание устные комментарии, огромное значение имеют цветовые решения изображений.
-
Как проходит работа →
Если ребенку представить различные материалы для творчества – пластилин, цветную бумагу, кубики, песок и др., он обязательно захочет что-нибудь слепить, нарисовать, построить. Мало найдется детей, которые пройдут мимо ярких, красивых баночек, тюбиков, коробочек. Рисуночная диагностика использует в своих целях эту естественную творческую потребность детей для деликатного получения нужной информации.
Стимульным материалом в проективном рисовании помимо красок и карандашей также является инструкция, которая озвучивается ребенку, который сидит за столом со всем необходимым для выполнения задания – чистой бумагой, карандашами, красками или фломастерами. Иногда это только простой карандаш и ластик. Затем он получает задание (инструкцию) – например, «Нарисуй человека – всего, целиком. Постарайся нарисовать как можно лучше – так как ты умеешь».
Так начинается творческий процесс. Естественно, что ребенку необходимо решить следующие задачи: Как же начать? В каком месте на листе? Какого размера будет человек? В какой позе он будет стоять? Какое у него настроение? Во что он одет? Большинство детей не станут методично отвечать на поставленные вопросы. Они последуют за своей рукой и она, линия за линией выведет неповторимый отпечаток его души, его переживаний, его состояния. Однако некоторые дети очень любят размышлять вслух.
Кто-то начинает рисовать по шаблону, заложенному глубоко в детстве, кто-то рисует конкретные объекты, копируя их из памяти, а некоторые подключают картины из своего воображения. Но откуда бы образ ни пришел, в нем обязательно оставит свой след уникальная структура личности автора, его способности, отношения и чувства по принципу проекции, которая заключается в вытеснении вовне (в нашем случае на бумагу) своих переживаний, стремлений, представлений и т.п.
Очень важно, что рисунки отражают не сознательные установки, а бессознательные импульсы и переживания, поэтому рисуночный тест невозможно «подделать». Так же важным достоинством подобных методик является их естественность, ведь опыт рисования есть практически у каждого человека. Дети любят выполнять подобные задания, потому что рисунок для них сродни игре, в которой правило всего одно, а все остальное – собственная импровизация. Эти тесты могут с легкостью выполняться детьми даже при невысоком уровне развития речи.
Фотографии процесса
-
Насколько сложно это для ребенка →
Очень важно понимать, что задача ставится перед ребенком таким образом, чтобы дать свободу легкого (но порой и очень трудного) выбора. Ключевое слово –«свобода»! Существует большое количество проективных рисуночных методик, но базовыми для детей всех возрастов считаются, например, такие как:
«Рисунок человека» — один из наиболее используемых для детей с трехлетнего возраста. У дошкольников и младших школьников он прицельно «рассматривает» уровень умственного развития, у более старших детей и взрослых – широкий спектр эмоционально-личностных особенностей.
«Рисунок семьи» диагностирует восприятие ребенком взаимоотношений членов его семьи, его собственной роли в семье, его отношение к родителям, сиблингам, бабушкам и дедушкам и пр.
«Рисунок несуществующего животного» — диагностика интеллекта, эмоциональной сферы, сферы общения, виды и уровни агрессивности, так же исследуется реакция на эмоциональную нагрузку.
«Рисунок дерева» — диагностика самовосприятия, представления о течении своей жизни во времени — ориентация в прошлом, настоящем и будущем, исследование интеллектуального компонента.
«Красивый рисунок» направлен на диагностику эмоциональных особенностей.
-
Результат рисуночной диагностики →
В целом, детский рисунок – это карта его интеллектуального и эмоционального состояния на текущий момент времени и его личного отношения ко всему происходящему. Этот вид диагностики позволяет так же обнаружить признаки различных отклонений, на которые специалист обратит Ваше внимание. Существуют критерии, которые позволяют заподозрить умственную отсталость, задержку психического развития, невротическое состояние, психическое заболевание. Определить психологическую проблему у ребенка важно как с точки зрения ранней диагностики, так и с точки зрения постановки точного диагноза.
По результатам диагностической сессии специалист по проективной рисуночной диагностики выдаст заключение, формат которого зависит от типа занятия:
- При очном занятии в Центре на ул Ватутина — выдается полное заключение, с учетом анализа полученной информации от родителей и ребенка в процессе занятия. Занятие
- При заочном занятии (проективная диагностика по рисунку, присланному по почте) — выполняется анализ рисунка по информации, сопровождающей рисунок.
Примеры:
Рис 1. Мальчик 6 лет.
Краткий комментарий специалиста по проективной рисуночной диагностике: линии яркие с сильным нажимом, лицо персонажа зачернено, черты лица отсутствуют, пальцы на руках растопырены, их количество правильное – т.е. ребенок знаком с социальными нормами, но не может, или не хочет взаимодействовать с окружением в соответствии с общепринятыми правилами. На груди «черная дыра» — зона телесного дискомфорта. Форма и цвет тела человека (красный треугольник) острая и вызывающая. Краткое резюме: агрессивный способ привлечения внимания, невосприимчивость к критике, соматическое заболевание. СДВГ и астма в анамнезе..
Рис.2 Девочка 8 лет.
Краткий комментарий специалиста по проективной рисуночной диагностике: фигура относительно пропорциональная, но неустойчивая, с сильным наклоном вправо. Тело заштриховано, причем штриховка неструктурированная, хаотичная, небрежная. Штриховка говорит о тревоге, связанной с данным персонажем. Голова крупная (превосходство противоположного пола), основные черты лица прорисованы (потребность во внимании отца). Акцент на глазах(они красные) как на сфере визуального контакта. Ребенок, возможно, переживает о том, как выглядит в глазах отца, либо с трудом переносит специфические особенности его взгляда. Уши не нарисованы, что не является нормой для этого возраста. Вероятны трудности в общении, его формальность. Краткое резюме: тревога связанная с отношением к отцу (возможно родители недавно развелись).
Интерпретируя рисунок в таком формате, можно лишь делать предположения. Для объективных выводов специалист должен встретиться и с ребенком, и с родителями.
-
Расписание приемов →
Наши специалисты
-
Соловова С.В.
Соловова С.В
Стаж — более 17 лет
Детский нейропсихолог, клинический психолог
- Нейротестирование
- Нейрокоррекционные занятия
Наши специалисты
Соловова С.В. - Нейропсихолог, психолог, сенсорный терапевт
Опыт: 15 лет с детьми
Поможем в выборе!
Если у вас есть вопросы, оставьте заявку — мы ответим на все ваши вопросы