Задержка речевого развития (ЗРР)
Это отставание в речи от нормы развития детей до 4 лет. При диагнозе ЗРР ребенок может говорить, но по сравнению со сверстниками очень слабо. Задержка речевого развития встречается у 3–10% детей; у мальчиков в 4 раза чаще, чем у девочек.
Если проблемы с речью у ребёнка остаются и в дальнейшем, используют уже другой термин: общее недоразвитие речи (ОНР) I-го, II-го или III-го уровня.
Задержка речевого развития может вызываться причинами биологического и социального порядка:
- Биологические причины: внутриутробная гипоксия и асфиксия в родах, родовые травмы, внутриутробные инфекции; недоношенность или переношенность, черепно-мозговые травмы, гипотрофия, перенесенные менингиты и энцефалиты, частые или длительные заболевания раннего возраста, ослабляющие ребенка, поствакцинальные осложнения.
- Социально-педагогические предпосылки задержки речевого развития кроются в неблагоприятной микросоциальной среде, приводящей к дефициту речевых контактов: не востребованности речи (неразвитости культуры общения в семье), педагогической запущенности; или в условиях гиперопеки и избыточного потока информации, не соответствующей возрасту.
- Отставание в речевом развитии также может быть связано с нарушением слуха у ребенка, неразвитой мускулатурой рта и слабом мышечном тонусе лица, недостаточной концентрацией слухового внимания (ребенок плохо понимает длинные фразы и не слышит фоновых шумов).
Педиатры выделяют следующие признаки задержки речевого развития у двухлетнего ребенка:
- Ребенок имеет в запасе менее 20 слов и не комбинирует их между собой.
- Произносит слова так невнятно, что вы понимаете только половину из них.
- Не играет и не взаимодействует с другими детьми.
- Не понимает или не может ответить на простые вопросы.
- Не может узнать или назвать простые предметы из своего окружения.
- Не может назвать кого-то из членов семьи.
Правильно оценить, является ли запаздывание сроков появления активной речи задержкой речевого развития или индивидуальной особенностью, может только специалист (детский невролог, логопед), имеющий возможность наблюдать ребенка в динамике.
ДИАГНОСТИКА ЗАДЕРЖКИ РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ
Для постановки правильного диагноза желательна диагностика группой специалистов. В данную группу входят педиатр, детский невролог, детский отоларинголог, логопед, детский психолог.
Коррекционно-развивающая работа при задержке речевого развития.
Обычно при устранении предрасполагающих причин и грамотно организованной работе уже к старшему дошкольному возрасту дети с задержкой речевого развития догоняют своих сверстников. Эффективность коррекции зависит не только от участия врачей и педагогов, но и усилий родителей, соблюдения ими единых речевых требований и рекомендаций специалистов.
Чем раньше начаты развивающие занятия с ребенком, тем быстрее и успешнее будет результат.
Профилактика задержки речевого развития у детей включает создание условий для благоприятного течения беременности, родов и постнатального периода; обеспечение адекватных микросоциальных условий и речевой среды, окружающей ребенка. Необходимо, чтобы игрушки, с которыми играет ребенок, носили развивающую направленность, а поступающая информация относилась к зоне ближайшего развития ребенка.
Особое внимание в раннем детском возрасте уделяется развитию мелкой моторики, пальчиковым и подвижным играм, продуктивной деятельности (рисованию, лепке, аппликации), дидактическим играм (логопедическое лото, специальные речевые игры и упражнения и т. д.), развитию зрительного и слухового внимания, пассивного словаря и активной речи, связной речи.
Занятия с детским логопедом-дефектологом
- ЗПР, ЗПРР, ЗРР,
- РАС, ОВЗ, ФФНР, СДВГ, ДЦП,
- синдромом Дауна, алалией, дислалией,
- фобиями и паническими атаками,
- а также для неговорящих детей, логопатов, слабослышащих.
Спасибо за внимание!
Расписание специалистов → Записаться сейчас → Звонок в Центр →Ждем Вас в нашем Центре (МОСКВА, МОЖАЙСКОЕ ШОССЕ 4К1).
УСЛУГИ В НАШЕМ ЦЕНТРЕ
Поможем в выборе!
Если у вас есть вопросы, оставьте заявку — мы ответим на все ваши вопросы
Оставьте комментарий: