Формирование выразительных средств устной речи как предпосылок речевой деятельности у старших дошкольников с ДЦП.
За последние несколько лет возрос показатель диагностируемых детей с детским церебральным параличом (ДЦП) (в 2013 году в РФ 1,1 детей с ДЦП в возрасте до 1 года на 1000 детей, в 2014 – 1,3, в 2016 – 1,5) [2] с характерным для него комплексом нарушений. Это обостряет актуальность проблемы специальной педагогики и современного общества – социальную адаптацию детей с ДЦП, которая существенно может быть улучшена за счет развития коммуникативной стороны их речи, базовые предпосылки которой заключены в невербальных, в том числе выразительных средствах общения.
Пилотажное обследование проводимое нами в декабре 2018 года в старшей группе ДОУ ГБУ «КРОЦ», ОСП Раменки, в котором принимали участие 4 ребенка со спастической диплегией (ср. возраст ЭГ — 6,8 лет) позволило убедиться в том, что культура устной речи детей данной группы ДЦП характеризуется специфическими особенностями: очень суженным диапазоном, ограничивающимся противоположными эмоционально-интонационными конструкциями, кодирующими радость, гнев, злость, обиду, включающими сложности идентификации и вербализации эмоциональных состояний других модальностей, как собственных, так и осознания выражаемого чувства и состояния принадлежащего другому человеку. В структуре речевого дефекта детей с ДЦП очевидны нарушения формирования просодических компонентов речи и других неязыковых средств, входящих в речевое сообщение и передающих вместе с вербальными средствами смысловую информацию. Это осложняет становление коммуникативной компетенции и ее последующего развития, приводя к дополнительному искажению личностно-волевой сферы ребенка. Учитывая актуальное развитие и перспективы речи детей с ДЦП в ЭГ, на первом этапе исследования, нас наибольшим образом интересует формирование и интегрирование выразительных средств устной речи в речевую деятельность как механизма речепорождения.
Коммуникация – триада аспектов, форм и средств: предметно-содержательный (сообщение), фактический и эмоциональный, последний во многом проявляется выразительными средствами устной речи, благодаря которым могут компенсироваться трудности коммуникации в ситуации ограниченности языковых средств, так часто свойственной детям с ДЦП: дополняться смысл; замещаться пропущенные вербальные компоненты высказывания; подчеркиваться, усиливается смысл высказывания.
Выразительные средства речи по составу представлены тремя фонетическими средствами, называемыми ритмико-интонационными (суперсегментными), объединяющими звуки в единицы членения речевого потока (слоги, слова, фразы, предложения):1) ударением; 2) пограничными сигналами; 3) интонацией (в широком смысле, как мелодика, движение тона, мелодический контур, темп, паузирование, ударение). В лингвистике, именно «суперсегментный» контур является первичным для восприятия, а сегментные компоненты (фонемы, слоги, слова, синтагмы и др.) – вторичными, различимыми после декодирования просодических [3, 6].
Относительно вербальной речи, филогенетически обусловлено более раннее образование интонации, которая создает, по мнению лингвистов, перцептивно доминирующий уровень[4, 6], передающий не только эмоции, но и модальность – приказ, побуждение, вопрос, просьбу; образуя аналоги фразы, что в дальнейшем, служит одним из мотивационно-побудительных факторов к прогрессированию механизмов экспрессивной устной речи. Х.Блэк в 17 в. отмечал, что интонация позволяет отобразить мысли, эмоции с помощью постоянно меняющихся тонов голоса, смысловых ударений и пауз[6]. Помимо этого, она несут в себе информацию о говорящем, о его личных характеристиках, передавая его чувства [1].
Несмотря на междисциплинарный интерес к изучению выразительных средств общения (Н.И. Жинкин, А.А. Леонтьев, Т.М. Николаева, Е.Н. Винарская, М.В. Ипполитовой, Л.В. Лопатиной, Е.М. Мастюковой, и др.) проблема остается недостаточно разработанной по отношению к детям с ДЦП. Этот факт, а также понимание невозможности спонтанного образования спектра используемых выразительных средств речи у детей данной категории, позволяют нам говорить о необходимости нового содержания методических разработок, компиляции и адаптации имеющихся методик коррекции и совершенствования культуры устной речи для детей с ДЦП.
На первом этапе нами предполагаются следующие направления коррекционной работы, способствующие развитию выразительных средств речи: 1) формирование и автоматизация нижнереберного дыхания; 2) артикуляционно-мимическая активизация доступная для детей; 3) развитие силы и высоты голоса. В процесс 2–3 направлений работы встроено изучение, осознание детьми собственных эмоциональных состояний, доступных их психологическому возрасту и работа над восприятием отдельных компонентов интонации; 4) логоритмические занятия доступной двигательной активности; 5)формирование навыка мягкой голосоподачи; 6)формирование темпо-ритмической организации речи и интонационной выразительности.
Предполагаемая коррекционно-логопедическая работа первого этапа будет подтверждаться в дальнейшем исследовании в период 2019-2020 гг.
Список используемых источников:
- Жинкин Н.И. Психологические основы развития речи//В защиту живого слова. – М., 1986.
- Здравоохранение в России// статистический сборник. – М., 2017.
- Иванова-Лукьянова Г.Н. Культура устной речи//7-е издание.– М., 2019.
- Леонтьев А.А. Основы психолингвистики. -М.: Смысл, 1997.
5.Мастюкова Е. М., Ипполитова М. В. Нарушение речи у детей с церебральным параличом: Кн. для логопеда. — М.: Просвещение, 1985.
- Николаева Т.М. От звука к тексту. – М.: Языки русской культуры, 2000.
Специалист ЦНиР
Учитель-дефектолог, логопед, нейродефектолог, специалист по детям раннего возраста
Караева Джана Мухамедовна
Учитель-дефектолог, логопед, нейродефектолог, специалист по детям раннего возраста.
Учитель-дефектолог, логопед, нейродефектолог, специалист по детям раннего возраста.
Имеет высшее педагогическое образование, магистратура МПГУ (Московский педагогический государственный университет) — дефектологический факультет по программе Психолого-педагогическая реабилитация детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата и множественными нарушениями. Подтвержденная квалификация Учитель – логопед. Опыт работы с детьми – более 10 лет.
Активный участник семинаров, симпозиумов и конференций: «Технологии диагностики и коррекции дизартрии в современной логопедии»; » Специфические языковые расстройства у детей: вопросы диагностики и коррекционно — развивающего воздействия»; «Аутизм. Выбор маршрута»; «Детский церебральный паралич и другие нарушения движения у детей».
Спасибо за внимание!
Расписание специалистов → Записаться сейчас → Звонок в Центр →Ждем Вас в нашем Центре (МОСКВА, МОЖАЙСКОЕ ШОССЕ 4К1).
УСЛУГИ В НАШЕМ ЦЕНТРЕ
Поможем в выборе!
Если у вас есть вопросы, оставьте заявку — мы ответим на все ваши вопросы
Оставьте комментарий: