Статья
Задержка психического развития (ЗПР)
ЗПР начинаются в раннем детском возрасте без предшествующего периода нормального развития и имеет тенденцию к прогрессивному нивелированию по мере взросления ребенка.
В 2015 году в группу документов Специальных основных общеобразовательных программ начального общего образования ФГОС включена Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования обучающихся с задержкой психического развития. Эта программа начнет реализовываться с 1 сентября 2016 года в школах Российской федерации в рамках инклюзивного образования.
В качестве причины задержки психического развития могут выступать:
- Биологические (патология беременности и родов, генетическая обусловленность, перенесенные тяжелые заболевания на ранних этапах развития ребенка).
- Социальные (неблагополучные условия воспитания, травмирующие ситуации в ранний период жизни).
Особенности развития детей с ЗПР:
- Незрелость эмоционально-волевой сферы. Дети эмоционально не устойчивы, для них характерна частая смена настроения, замкнутость, страхи. Страдает самоконтроль во всех видах деятельности (сложно сделать над собой волевое усилие, заставить себя выполнить что-либо, начать или закончить начатое дело), имеются нарушения поведения и трудности в социальной адаптации.
- Нарушения свойств внимания. Внимание у таких детей неустойчивое, концентрация снижена, ребенок часто отвлекается при выполнении какого-либо задания.
- Нарушение восприятия. Выражается в затруднении формирования целостного образа (сложности в узнавании предмета по его части, распознавании контурных и схематических изображений и т.д.). Такая особенность восприятия является причиной ограниченности знаний ребенка об окружающем мире.
- Нарушения свойств внимания. Отмечается низкий уровень самоконтроля в процессе заучивания и воспроизведения, недостаточная познавательная активность и целенаправленность при запоминании и воспроизведении; недостаточный объём и точность запоминания; быстрое забывание материала и низкая скорость запоминания.
- Нарушения речи. связанные в первую очередь с темпом ее развития.
- Отставание в развитии всех форм мышления. Дети с ЗПР не владеют в полной мере всеми интеллектуальными операциями (анализ, синтез, обобщение, сравнение, абстрагирование). Выраженное отставание и своеобразие обнаруживается и в развитии познавательной деятельности этих детей, начиная с ранних форм мышления — наглядно-действенного и наглядно-образного. Отмечается снижение познавательной активности.
- Несформированность игровой деятельности. У детей оказываются несформированными все компоненты сюжетно-ролевой игры: сюжет игры обычно не выходит за пределы бытовой тематики; содержание игр, способы общения и действия и сами игровые роли бедны. Диапазон нравственных норм и правил общения, отражаемый детьми в играх, очень невелик, беден по содержанию.
Практический опыт показывает, что почти все дети с неосложненной формой временной задержки развития могут стать успевающими учениками общеобразовательной школы. Для этого необходима правильно выстроенная коррекционная работа и благоприятные условия в семье.
Спасибо за внимание!
Расписание специалистов → Записаться сейчас → Звонок в Центр →Ждем Вас в нашем Центре (МОСКВА, МОЖАЙСКОЕ ШОССЕ 4К1).
УСЛУГИ В НАШЕМ ЦЕНТРЕ
Поможем в выборе!
Если у вас есть вопросы, оставьте заявку — мы ответим на все ваши вопросы
Оставьте комментарий: