“Программа нейропсихологической коррекции строится строго исходя из индивидуальных особенностей каждого ребёнка.”
— Стандарты качества ЦДКРН
Нейропсихологическая коррекция
ЦЕНТР ДЕТСКОГО КОРРЕКЦИОННОГО РАЗВИТИЯ И НЕЙРОПСИХОЛОГИИ на Можайском ш 4к1, проводит нейропсихологическую диагностику, нейропсихологическую коррекцию, сенсорную интеграцию для детей с
- ЗПР, ЗПРР, ЗДВГ, ММД, ДЦП, аутизм, моторная или сенсорная алалия,
- Психосоматические расстройства (энурез, тики, нарушение сна)
- РАС, ОВЗ, ФФНР, СДВГ, ДЦП,
- синдромом Дауна, алалией, дислалией,
- фобиями и паническими атаками,
- а также для неговорящих детей, логопатов, слабослышащих.
Коррекционные занятия с детьми проводят опытные детские нейропсихологи, клинические психологи. В занятие включаются упражнения на развитие страдающих компонентов психических функций ребенка, в том числе на формирование моторных функций и артикуляционной моторики. Продолжительность одного занятия – 45-60 минут, но занятие может быть увеличено на 5-10 мин., в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка
Нейропсихологические занятия — в каких случаях они необходимы?
Занятия с нейропсихологом — цикл занятий с нейропсихологом с целью устранения проблем в работе высших психических функций, являющихся первопричиной проблем в развитии и обучении.
Изначально систему нейрокоррекции разработал бельгийский педагог Ж. О. Декроли. Эта система включала три этапа: первый этап был посвящён развитию сенсорики, второй — формированию мышления в процессе овладения языком и речью, третий — воспитанию культуры деятельности ребёнка (пение, движения, рисование, ручной труд и т. д.). С течением времени нейропсихологические занятия доказали, что является очень эффективным методом восстановления естественного хода развития ребёнка и помощи ему в подготовке к предстоящему обучению в школе.
В большинстве случаев, для родителей сигналом для обращения к нейропсихологу должны стать особенности поведения ребенка, которые мешают ему развиваться. Какие из предложенных факторов по Вашему мнению слишком ярко выражены в поведении Вашего ребенка (под «слишком ярко выражены» понимается доминирующая особенность, которая почти непреодолима)?
- Ваш ребенок отстает по технике чтения и не любит читать?
- Не в ладу с орфографией?
- Плохо пишет или пропускает буквы?
- Малыш в три года не разговаривает или говорит хуже сверстников?
- Ваш ребенок не собран и не усидчив?
- Учителя называют его умным, но рассеянным?
- Не хочет учить уроки и ходить в школу?
- Он отвлекается на уроках и при выполнении домашнего задания?
- Плохо усваивает учебный материал?
- Вы считаете своего ребенка гиперактивным или наоборот медлительным?
- Ваш ребенок сутулится, и у него плохая осанка?
- Вы не можете найти «общего» языка с Вашим ребенком?
- Или Вашему ребенку поставлен диагноз: ЗПР, ЗПРР, ЗДВГ, ММД, ДЦП, аутизм, моторная или сенсорная алалия?
- Имеют место быть психосоматические расстройства (энурез, тики, нарушение сна)?
Если говорить с научной точки зрения, то нейропсихологические занятия рекомендованы для целого ряда детских расстройств, которые так или иначе влияют на способность обучаться или для любого случая, в котором подозреваются мозговые нарушения на основе когнитивных функций или поведения.
- проблемы с письмом и чтением (что лежит в основе отвлекаемости)
- неусидчивость или наоборот заторможенность и медлительность,
- нарушений мелкой моторики рук и пространственной ориентации,
- синдром дефицита внимания
- аутизм
- расстройства памяти
- травма головного мозга
- судорожные расстройства
Нейропсихолог поможет Вам, если у вашего ребенка:
- трудности в усвоении материала в школе и при выполнении домашних заданий (повторяющиеся ошибки, неаккуратность в почерке);
- ребенок не хочет учиться;
- невнимательность – трудности с концентрацией внимания, отвлекаемость («в одно ухо влетает, из другого вылетает»);
- забывает, что хотел сказать;
- неусидчивость, повышенная двигательная активность, гиперактивность (не может «высидеть» и пяти минут);
- двигательная неловкость, неуверенность, неуклюжесть;
- агрессия, капризы, неконтактность, неусидчивость, тревожность, ревность, обидчивость;
- нарушения сна и аппетита;
- заикание , запинки в речи, тошнота и рвота, тики, навязчивые движения;
- трудности вхождения в новую деятельность;
- низкая работоспособность, быстрая утомляемость;
- несформированы пространственные представления и координациия (не понимает где лево, где право);
- заторможенность;
- при письме или рисовании кусает губы, высовывает язык, поднимает плечи, двигает ногами;
- нарушения письма, чтения, счёта;
Процедуры и порядок работы
ЗАДАЧА ДЕТСКОГО НЕЙРОПСИХОЛОГА
Обратить внимание как на детей, имеющих различные проблемы со здоровьем и особенностями в развитии, так и на здоровых детей, чьи индивидуальные особенности не позволяют эффективно усваивать новую информацию и реализовывать свои способности.
Нейропсихологический метод исследования является ведущим в определении готовности детей к последующему школьному обучению и прогнозированию ее успешности.
Нейропсихолог проводит обследование ребенка и выясняет, какие звенья высших психических функций развиты у него хорошо, а какие — более слабые, и за счет чего имеются те или иные трудности развития и обучения.
ПРОЦЕДУРА НЕЙРОПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ДИАГНОСТИКИ
ЦДКРН -нейропсихологическая диагностика
Такое обследование дает возможность родителям не только понять особенности развития ребенка, но и увидеть его интеллектуальные возможности и перспективы, а при необходимости скорректировать их.
Выглядит в виде тестовых заданий, которые предлагаются ребенку в игровой форме. Они позволяют оценить уровень развития восприятия, памяти, речи, мышления, внимания, координации движений, навыков самоконтроля и планирования деятельности.
ЭТАПЫ КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ С НЕЙРОПСИХОЛОГОМ
По результатам нейропсихологического обследования и специалист определит истинные причины трудностей ребёнка, связанные с особенностями работы его мозга, определит какой участок «дал сбой», составит программу индивидуальной коррекционно-развивающей работы.
Установочный этап
Данный этап направлен на создание у ребёнка и его родителей необходимой мотивации и активной установки на прохождение нейропсихологических занятий. Устанавливается эмоциональный контакт как с ребёнком, так и с его родителями, что необходимо для дальнейшей работы.
Этап нейрокоррекции
Осуществляется программа нейрокоррекционных занятий в соответствии с разработанным ранее планом. Программа нейропсихологической коррекции строится строго исходя из индивидуальных особенностей каждого ребёнка, и прописывается специалистом индивидуально для каждого на основе нейропсихологической диагностики. Ниже описываются основные формы коррекционных занятий.
Оценка эффективности
Через определенное время системной коррекционной работы проводится еще одно нейропсихологическое обследование – диагностический срез, при котором фиксируются изменения по сравнению с результатами первичного обследования. Диагностический срез делается не менее чем через 5-6 месяцев коррекционных занятий. Только после этого периода можно однозначно говорить об изменениях.
Важные принципы, о которых должны знать родители
В процессе работы с ребенком нейропсихологи руководствуются следующими основными принципами:
- Принцип «от простого к сложному» — важный принцип, который обязательно учитывается при построении программы занятий для ребёнка.
- Принцип опоры на сохранные формы деятельности — развитие слабых звеньев при опоре на сильные стороны психики.
- Принцип вовлечения — создаем ситуацию эмоционального включения и мотивации ребёнка в процесс занятий.
- Принцип «замещающего онтогенеза» — последовательно воспроизводим нарушенные этапы развития, начиная от самого раннего (проводится не всегда, в зависимости от результатов обследования).
- Принцип комплексности — воздействие оказывается комплексно на эмоциональную, когнитивную и сенсомоторную сферы. В итоге нейрокоррекция влияет на гармонизацию психического функционирования и личности ребёнка в целом, а не на преодоление одного дефекта.
- Принцип опоры на индивидуально-личностные особенности ребёнка — учитываются личностные и эмоциональные особенности ребёнка, его семейная ситуации и другие факторы, влияющие на формирование высших психических функций.
- Принцип учёта двухстороннего взаимодействия между морфогенезом мозга и формированием психики: Для появления психической функции необходим определённый уровень зрелости структур мозга и нервной системы. Поэтому активная коррекционная работа влияет на созревание структур мозга и нервной системы.
Формы нейропсихологических занятий:
Выбор формы занятий зависит от индивидуальных особенностей ребенка, коррекционных задач и пожеланий родителей. Занятия со специалистами проходят несколько раз в неделю, длительностью 1 час. Обязательным условием успешности коррекционного обучения является выполнение домашних заданий в виде несложных упражнений. Программа занятий определяется по результатам нейропсихологического обследования.
- В программу нейропсихологических занятий могут включаются в различных комбинациях:
- Специальные игровые занятия;
- Комплекс двигательных упражнений (сенсомоторные занятия);
- Комплекс дыхательных упражнений;
- Комплекс упражнений на развитие речи и артикуляции;
- Нейрохореография (выполнение двигательных «танцевальных» движений под музыку, с отработкой правильного дыхания, напряжения и расслабления мускулатуры);
- Арт-занятия;
Успешность любой коррекционно-развивающей программы обеспечивается комплексным подходом, когда в работу с ребенком включаются несколько специалистов (логопед-дефектолог, психолог). С этой целью мы используем новые технологические приемы, например, тройственное обследование.
Нейропсихологическая коррекция показывает хорошие результаты в работе с детьми с проблемами в развитии:
- задержкой речевого развития (ЗРР);
- общем недоразвитием речи (ОНР);
- задержкой психического развития (ЗПР);
- гиперактивностью и дефицитом внимания (СДВГ);
- минимальными мозговыми дисфункциями (ММД);
- умственной отсталостью (УО).
Наши специалисты
-
Чесалова А.О.
-
Глоба А.А.
-
Бодня Ю.А.
-
Соловова С.В.
Фото
Записаться