Лечение заикания с помощью танцевальной программы

Лечение заикания с помощью танцевальной программы

Лечение заикания с помощью танцевальной программы

Одним из самых интересных направлений, сочетающим в себе физическое и эстетическое развитие ребенка, являются танцы. Бальный танец, являясь сложной синтетической деятельностью, оказывает влияние на развитие различных сторон психики ребёнка.


ТАНЦЕВАЛЬНАЯ ПРОГРАММА ДЛЯ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДЕТЕЙ

Проблема заикания одна из самых древних в истории изучения расстройств речи. На протяжении веков заикание пытались излечить всеми возможными средствами. Трудности решения проблемы заикания связаны с многочисленными причинами, обусловливающими его возникновение. До настоящего времени механизм заикания исследователи пытаются рассматривать не только с клинических, физиологических, но и с нейрофизиологических, психологических, психолингвистических позиций. Представляют интерес нейрофизиологические исследования заикания при организации речевой деятельности /И.В.Данилов, И.М.Черепанов, 1970/, которые показывают, что у заикающихся во время речи доминантное /левое/ полушарие не может достаточно стойко выполнять свою ведущую роль по отношению к правому полушарию. В норме оба полушария работают в тесном взаимодействии, дополняя друг друга. У заикающихся при восприятии и подготовки к произнесению слова нарушено межполушарное взаимодействие. Передние отделы мозга при этом относительно гипервозбуждаются, а задние отделы – относительно ингибируются по сравнению с нормой /А.А.Кисельников/ Положение о взаимосвязи заикания с нечетко выраженной доминантностью речи подтверждают данные В.М.Шкловского. Учение о заикании – междисциплинарная область, в развитии которой принимают участие логопеды, неврологи, психологи, нейрофизиологи, психолингвисты. Поэтому необходим комплексный подход в преодолении заикания.

Речь онтогенетически, анатомически и функционально связана с двигательной функциональной системой. Общая моторика и речь имеют разнообразные отношения. Заикание оказывает влияние на формирование моторных функций, но возможно, недоразвитие двигательной сферы ребенка еще до появления заикания, способствует возникновению дефекта. С появлением заикания несформированность моторики проявляется резче и часто усугубляется. В большинстве случаев у заикающихся дошкольников двигательные расстройства выражаются в форме повышенной моторной напряженности, скованности, нарушении плавности, переключаемости движений, повышенного тонуса мышц, или в форме двигательной расторможенности, некоординированности. Корригируя моторные нарушения, мы создаем положительный импульс в преодолении речевого расстройства. Таким образом, физическое воспитание для заикающихся детей является неотъемлемой частью комплексной коррекционной работы.

Одним из самых интересных направлений, сочетающим в себе физическое и эстетическое развитие ребенка, являются танцы. Бальный танец, являясь сложной синтетической деятельностью, оказывает влияние на развитие различных сторон психики ребёнка. Занятия танцами благотворно влияют на разнообразные психические процессы; соединение физических упражнений и эстетического творчества позитивно отражается на формировании разносторонней личности ребёнка. Выдающиеся ученые И.М.Сеченов, П.К.Анохин, Н.А.Бернштейн, Л.С.Выготский в своих трудах указывают о важном значении мышечной деятельности для улучшения здоровья, в первую очередь, психического и моторного развития. Увеличение двигательной активности стимулирующее воздействует на перцептивные, мнемические и интеллектуальные процессы детей. Еще в Древней Греции музыка для воспитания и образования имела более глубокое значение, чем сейчас, и соединяла не только гармонию звуков, но и поэзию, танец, философию, творчество. Идея синтеза музыки и движения была подхвачена швейцарским музыкантом и педагогом Эмилем Жаком Дальпрозом. По его мнению, «с первых лет жизни ребенка следовало бы начинать воспитание в нем мышечного чувства», что в свою очередь способствует «более живой и успешной работе мозга, а сам процесс занятий с детьми должен приносить детям радость, иначе он теряет половину своей цены».

Специально адаптированные основные движения бальных танцев, с учетом распределения физической нагрузки для данной категории детей, помогут нормализовать мышечный тонус, координацию, развить музыкальный слух и чувство ритма. Особую важность для заикающихся приобретают движения, выполняемые во время танца, которые помогают укрепить межполушарные связи и усилить их взаимодействие. Танцы раскрепощают, закрепляют положительные эмоции, создают непринужденную обстановку для общения, что так необходимо заикающимся детям. Особенно в подростковом возрасте ребенку не хватает уверенности в себе, глубже переживается свой дефект, возникает чувство неполноценности. Подростки концентрируют внимание на речевых неудачах, стараются меньше общаться, и для них характерна фиксированность на болезни, что мешает ее преодолеть. Музыка и танец – универсальное средство для преодоления барьеров между людьми. Танцы помогут почувствовать себя уверенней. Но главное, танцы помогут снять психо-эмоциональное напряжение, раскрыть творческую сторону ребенка. Также программа может быть использована для детей с задержкой психического развития.

Начальная программа для детей 5-6 лет (А), длительностью 30 минут, количеством занятий 1-2 раза в неделю. В программе используются элементы бальных танцев: медленный вальс, самба; элементы современных танцев. Количество исполняемых упражнений 4-5 раз. Упражнения выполняются под музыку. И предлагается вводная программа для детей 9-12 лет (В), длительностью 30 минут, количеством занятий 1-2 раза в неделю. Используются элементы бальных танцев: медленный вальс, самба; а также танцы – диско, твист, сальса. Количество исполняемых упражнений 5-6 раз. Упражнения выполняются под музыку.

А1

1. И.п. – ноги на ширине плеч; руки медленно поднимаем вверх, опускаем.

2. И.п. – ноги на ширине плеч; руки поднимаем вверх, одновременно поднимаясь на носки; опускаясь, руки опускаем вниз.

3. И.п. - ноги на ширине плеч; руки поднимаем и опускаем поочередно (левая; правая).

4. И.п. – пятки вместе, носки врозь; руки на поясе; медленно приседаем.

5. И.п. – ноги вместе, руки опущены вдоль тела; шаг вправо, руки через стороны вверх. И.п. - ноги вместе, руки опущены вдоль тела; шаг влево, руки через стороны вверх.

6. И.п. - ноги вместе, руки опущены вдоль тела; шаг вправо, правая рука вверх. И.п. - ноги вместе, руки опущены вдоль тела; шаг влево, левая рука вверх.


Игра-импровизация «Зеркало»

2 Медленный вальс

1. Поднимаемся на носочки на 1-2, на 3 плавно опускаемся.

2. Поднимаемся на носочки на 1-2, на 3 плавно опускаемся с поднятием рук до уровня плеч.

3 Самба

1. Приседаем на 4 счета (по 4 раза) – легкий баунс.

2. Шаг вперед с левой ноги, приседаем на 4 счета (баунс); назад правой ногой, приседаем на 4 счета (баунс).

3. Упражнение на расслабление – наклон туловища вперед, взмахи руками вперед-назад; в стороны. «Стряхиваем» кисти рук.

4 И.п. – ноги вместе, руки на поясе; шаги в сторону на 1,2 с правой ноги, левая нога на носок. И.п. – ноги вместе, руки на поясе; шаги в сторону на 1,2 с левой ноги, правая нога на носок. Затем одновременно с постановкой ноги на носок добавляется хлопок в ладоши.

Заканчиваем занятие выполнением 1-го упражнения.

По мере овладения движениями, программа усложняется, добавляются новые танцевальные компоненты.

В1

1. И.п. – ноги на ширине плеч; руки медленно поднимаем вверх, опускаем.

2. И.п. – ноги на ширине плеч; руки поднимаем вверх, одновременно поднимаясь на носки; опускаясь, руки опускаем вниз.

3. И.п. - ноги на ширине плеч; руки поднимаем и опускаем поочередно (левая; правая).

4. И.п. – ноги вместе, руки опущены вдоль тела; шаг вправо, руки через стороны вверх. И.п. (4 счета) И.п. - ноги вместе, руки опущены вдоль тела; шаг влево, руки через стороны вверх. И.п. (4 счета)

5. И.п. - ноги вместе, руки опущены вдоль тела; шаг вправо, правая рука вверх. И.п. (4 счета) И.п. - ноги вместе, руки опущены вдоль тела; шаг влево, левая рука вверх. И.п. (4 счета)

2 Диско

1. 2 шага с приставкой вправо; хлопок в ладоши

2. 2 шага с приставкой влево; хлопок в ладоши 8 счетов

3. 3 шага вперед с левой ноги; хлопок в ладоши

4. 3 шага назад с правой ноги; хлопок в ладоши 8 счетов Игра-импровизация «Зеркало»

3 Самба

1. Приседаем на 4 счета (по 4 раза) – легкий баунс.

2. Шаг вперед с левой ноги, приседаем на 4 счета (баунс); назад правой ногой, приседаем на 4 счета (баунс).

Упражнение на расслабление – наклон туловища вперед, взмахи руками вперед-назад; в стороны. «Стряхиваем» кисти рук.

4 Медленный вальс

1. Поднимаемся на носочки на 1-2, на 3 плавно опускаемся.

2. Поднимаемся на носочки на 1-2, на 3 плавно опускаемся с поднятием рук до уровня плеч.

По мере овладения движениями, программа усложняется, добавляются новые танцевальные компоненты.


Автор: Специалист Центра детского коррекционного развития и нейропсихологии
Детский логопед-дефектолог, олигофренопедагог

Спасибо за внимание!

Ждем Вас в нашем центре (Москва, Можайское шоссе 4к1).



Занятия с детским логопедом-дефектологом

ЦЕНТР ДЕТСКОГО КОРРЕКЦИОННОГО РАЗВИТИЯ И НЕЙРОПСИХОЛОГИИ на Можайском ш 4к1, проводит логопедическую диагностику, логопедическую коррекцию и для детей с
  • ЗПР, ЗПРР, ЗРР,
  • РАС, ОВЗ, ФФНР, СДВГ, ДЦП,
  • синдромом Дауна, алалией, дислалией,
  • фобиями и паническими атаками,
  • а также для неговорящих детей, логопатов, слабослышащих.

Коррекционные занятия с детьми проводят опытные детские логопеды-дефектологи. В занятие включаются упражнения на развитие страдающих компонентов речи и других психических функций ребенка, в том числе на постановку звуков, развития восприятия и слуха, коррекцию лексико-грамматических нарушений, формирование моторных функций и артикуляционной моторики. Продолжительность одного занятия – 45-60 минут, но занятие может быть увеличено на 5-10 мин., в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.



Наши логопеды-дефектологи:

Лебедева Татьяна Вячеславовна

Детский логопед-дефектолог, нейродефектолог, специалист по работе с детьми с отклонениями в развитии. Закончила с отличием Московский открытый социальный университет по специальности «Коррекционная педагогика и специальная психология (дошкольная)» присуждена квалификация педагог-психолог для работы с детьми с отклонениями в развитии. Является членом Междисциплинарной Ассоциации Миофункциональной Терапии (IAMT) и рекомендована для работы миофункциональным терапевтом в детской многопрофильной клинике. Принимала неоднократное участие в педагогических марафонах, днях здоровья детей, коррекционной педагогики, инклюзивного образования, логопедов, лечебной физической культуры.Ведет детей с ФФНР, ЗПР, ЗРР, тяжелыми нарушениями речи: дизартрией, алалией. Обладает большой практикой по диагностике нарушений, запуску речи, исправления звукопроизношения, коррекции нарушений чтения и письма (дисграфия, дислексия), работает с ОНР по формированию и развитию лексико-грамматической стороны речи.Опыт практической работы с детьми (коррекция нарушений) - более 20 лет.. Подробнее.

Матус Елена Владимировна

Логопед-дефектолог, учитель-логопед, специалист по работе с детьми со сложной структурой дефекта.
Имеет высшее педагогическое образование, МОСУ (Московский открытый социальный университет) по специализации: специальная дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью логопедия, квалификация: педагог-дефектолог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии. Ведет коррекцию системного недоразвития речи у детей раннего возраста (алалия, РАС, ЗПРР, ОНР всех уровней), обучение чтению неговорящих детей, альтернативной коммуникации. Проводит коррекцию всех видов нарушений звукопроизношения, в т.ч. при дислалии, дизартрии, алалии, ЗРР, ФФНР, ФНР. Участник научных конференций, мастер-классов и семинаров по вопросам логопедии, дефектологии и психологии.
Участник научных конференций, мастер-классов и семинаров по вопросам логопедии, дефектологии и психологии. Опыт практической работы с детьми-более 27 лет. Подробнее.

Белая Татьяна Константиновна

Учитель-дефектолог, сурдопедагог, специалист по раннему развитию. Имеет практический стаж работы с детьми 27 лет.Обладает знаниями и умениями как в области общей педагогики и психологии, так и в области специальной психопедагогики. Работает со всеми категориями детей , в том числе с детьми ОВЗ, включая детей со сложными состояниями. Ведет детей с РАС ,ЗПР, тяжелыми нарушениями речи, открытой\закрытой ринофонией , ФФНР, алалией, дислалией. Большой опыт работы с неговорящими детьми , в том числе глухими и слабослышащими. А также детьми с нарушенным интеллектом. Владеет мимоко-жестовой речью.   Подробнее.

Харитонова Елена Анатольевна

Имеет успешный опыт (более 7 лет) работы с детьми от 2 до 8 лет с в ведущих Центрах развития речи и слуха, логопедической / дефектологической коррекции детей. Работает со всеми категориями детей, включая детей со сложными особенностями развития, Синдромом Дауна, ЗПР, ЗРР, ЗПРР, алалией, детей после кохлеарной имплантации, с нарушением слуха, тяжелыми нарушениями речи, ФФНР, фонематическими нарушениями. Специализируется на детях с расстройством аутистического спектра, неговорящими и слабослышащими детьми, детьми с нарушением интеллекта. Свободно владеет жестовой речью. Опыт практической работы с детьми (коррекция нарушений) - более 7 лет.Подробнее.

Занятия в Центре:

Занятия
Продолжительность

Нейропсихологическая коррекция

ЦЕНТР ДЕТСКОГО КОРРЕКЦИОННОГО РАЗВИТИЯ И НЕЙРОПСИХОЛОГИИ на Можайском ш 4к1, проводит нейропсихологическую диагностику, нейропсихологическую коррекцию, сенсорную интеграцию для детей с
  • ЗПР, ЗПРР, ЗДВГ, ММД, ДЦП, аутизм, моторная или сенсорная алалия,
  • Психосоматические расстройства (энурез, тики, нарушение сна)
  • РАС, ОВЗ, ФФНР, СДВГ, ДЦП,
  • синдромом Дауна, алалией, дислалией,
  • фобиями и паническими атаками,
  • а также для неговорящих детей, логопатов, слабослышащих.

Коррекционные занятия с детьми проводят опытные детские нейропсихологи, клинические психологи. В занятие включаются упражнения на развитие страдающих компонентов психических функций ребенка, в том числе на формирование моторных функций и артикуляционной моторики. Продолжительность одного занятия – 45-60 минут, но занятие может быть увеличено на 5-10 мин., в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка



Наши детские нейропсихологи:

Чесалова Анастасия Олеговна

Клинический психолог, нейропсихолог, детский психолог, арт-терапевт. Окончила Московский Психолого-Педагогический Городской Университет по специальности «Психология», квалификация - Психолог. Преподаватель психологии. Имеет более 15 лет практического опыта работы с детьми от 2-х лет по направлению нейропсихологической диагностики и коррекции детей с проблемами развития, в том числе ЗПР, РАС, СДВГ, ДЦП, умственной отсталостью и другими. Проводит нейропсихологическую коррекцию с детьми от 2 лет. Консультирует по вопросам поведения, детско-родительским отношениям и другим психологическим проблемам ребенка и семьи. Ведет игровую терапию с детьми дошкольного возраста. Является творческим педагогом - проекта «Краски этого мира» - сообщество семей воспитывающих детей с особенностями развития. Подробнее.

Лунина Марина Владиславовна

Кандидат педагогических наук, клинический психолог, нейропсихолог, педагог-психолог, специалист по Бломберг терапии.Окончила Московский институт психоанализа (нейропсихология, клиническая психология), Московский педагогический государственный университет (к.п.н. педагог-психолог, профессиональное самоопределение старшеклассников), Педагогический колледж (педагогика и методика начального образования). Имеет большой опыт работы в области детской коррекционной психологии и нейропсихологии (более 15 лет) с детьми разных особенностей, в т.ч. РАС, ДЦП, ЗПРР. Работает с детьми от 2 лет. Проводит инновационную и экспериментальную деятельность в рамках образовательного учреждения, округа: Участие в экспериментальной площадке «Активизация профессионального самоопределения учащихся как необходимое условие развития самореализующейся личности в рыночной экономике» (выступление на конференции, статьи). Активный участник конференций, автор ряда статей по детской психологии и нейропсихологии.. Подробнее.

Нефедова Майя Александровна

Клинический психолог, детский нейропсихолог, сенсорный терапевт. Опыт работы более 7 лет с детьми с различной патологией –ДЦП, ММД, СДВГ,ОНР,ЗРР,ЗПР, РАС и др. Работает с детьми от 2 лет, проводит клиническую и нейропсихологическую диагностику. Занимается восстановлением мозговой деятельности, коррекцией и реабилитацией моторных и психических функций у детей, развитием высших психических функций, эмоционально-волевой сферы и социально-коммуникативных навыков. Подробнее.

Соловова Светлана Васильевна

Клинический психолог, нейропсихолог, специалист по сенсорной интеграции, системный семейный психотерапевт, арт-терапевт. Стаж практической работы с детьми (от 1,3 года и дошкольниками) - более 10 лет. Специализируется на нейропсихологической коррекции детей и подростков, имеющих различные нарушения развития (расстройства аутоспектра, СДВГ, ЗПР, ЗРР, задержка темпов моторного развития, умственная отсталость, нарушения обработки сенсорной информации). Подробнее.


Занятия в Центре:

Занятия
Продолжительность

Фото и видео

Лечение заикания с помощью танцевальной программы Лечение заикания с помощью танцевальной программы Лечение заикания с помощью танцевальной программы

Мы ценим Ваше время!

Оставьте телефон и мы Вам перезвоним