Диагностика готовности к школе

Диагностика готовности к школе
Только с помощью речи ребенок в школе может усвоить всю систему знаний. Ребенок с хорошо развитой речью легко вступает в общение с окружающими, может понятно выразить свои мысли, задать вопросы.
Благодаря речи развиваются важные психические процессы абстрактно-логическое мышление, произвольная память и внимание. Поэтому наряду с физиологической и психологической очень важна диагностика речевой готовности к школе.
Чем лучше у ребёнка будет развита речь до поступления в школу, тем быстрее он овладеет чтением и письмом.
Еще до начала обучения в школе у ребенка должны быть сформированы необходимые для этого предпосылки:
- полноценность владения речевыми звуками. Отчётливое произношение ребенком звуков в различных словах, во фразовой речи. Он не должен их пропускать, искажать, заменять другими;
- достаточность словарного запаса. К 7 годам у ребёнка должен быть достаточно большой словарный запас (использование синонимов, антонимов, слов действий и слов-признаков);
- сформированность грамматических систем. К достижению школьного возраста ребёнок должен уметь понимать различные грамматические конструкции. А также правильно образовывать слова и предложения;
- владение связной речью. К 7 годам ребёнок должен уметь пересказывать небольшие по объёму незнакомые рассказы и сказки. При этом он должен правильно сформулировать основную мысль, последовательно строить пересказ, правильно строить предложения, особенно сложные.
Речь является главным средством коммуникации.
Диагностика речевой готовности к школе в Центре детского коррекционного развития и нейропсихологии это исследование:
- состояния словарного запаса;
- сформированности грамматического строя речи;
- правильности произношения звуков;
- умения различать звуки речи на слух;
- владения связной речью.
Оценка речевой готовности к школе проводится логопедом-дефектологом. Проходить диагностика может в индивидуальной или групповой форме (малые группы).
Материал для диагностики предоставляется в формате игровой деятельности, для того, чтобы исключить искажение результатов в случае утомления ребенка.
Что мы рекомендуем родителям, чтобы обеспечить речевую готовность ребёнка к школе:
- создание правильного речевого окружения ребенка и благоприятных условий для развития речи. При общении с ребенком, взрослая речь должна быть четкой, ясной, грамотной. Необходимо как можно активнее способствовать накоплению словарного запаса детей;
- проводить целенаправленную систематическую работу по речевому развитию детей и своевременную коррекцию недостатков в развитии речи;
- важно не ругать ребенка за неправильную речь, а ненавязчиво исправлять неправильное произношение; не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов.