Особенности связной речи у детей с общим недоразвитием речи, Коданева ЮА
Особенности связной речи у детей с общим недоразвитием речи, Коданева ЮА
Для осуществления коммуникации необходимо уметь выражать и передавать мысли. Данный процесс реализуется с помощью фраз. При речевом недоразвитии достаточно отчетливо выступают трудности построения фраз и оперирование ими в процессе речевой коммуникации
Особенности связной речи у детей с общим недоразвитием
речи
Для осуществления коммуникации необходимо уметь
выражать и передавать мысли. Данный процесс реализуется с помощью фраз. При
речевом недоразвитии достаточно отчетливо выступают трудности построения фраз и
оперирование ими в процессе речевой коммуникации, они проявляются в
аграмматизме речи (сужении набора употребляемых конструкций, их дефектах,
нарушении грамматической формы слова), что говорит о несформированности
грамматического структурирования[9].
В работах В.К.Воробьевой, С.Н.Шаховской и др.
говорится о том, что самостоятельная связная контекстная речь детей с речевым
недоразвитием несовершенна по своей структурно-семантической организации. У
таких детей недостаточно развито умение последовательно и связно излагать свои
мысли. Они используют набор слов и синтаксических конструкций в упрощенном виде
и ограниченном объеме, испытывают серьезные затруднения в построении фразы, в
синтезировании отдельных элементов в единое целое и в отборе речевого материала
для той или иной цели. С затруднениями в программировании содержания
развернутых высказываний связаны длительные паузы, пропуски отдельных смысловых
звеньев. [8, 62]
К концу обучения в старшей группе большее количество
детей с общим недоразвитием речи способны пересказать короткий текст, составить
рассказ по сюжетным картинам и т.п. – то есть проявляют способность к связным
высказываниям. Однако, их высказывания сильным образом отличаются от связной
речи детей с нормой речевого развития.
Дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
отличаются недостаточным умением отражать причинно-следственные отношения между
событиями, узким восприятием действительности, нехваткой речевых средств,
трудностями планирования монологического высказывания. [34]
Левина Р. Е. отмечает, что на фоне относительно
развернутой речи у детей с общим недоразвитием речи наблюдается неточность
употребления многих лексических значений.
Экспрессивная речь в основном состоит из
существительных и глаголов. Наблюдается мало слов, обозначающих качества,
признаки предметов и действий. Детям не всегда удается подобрать однокоренные
слова, образовать новые слова с помощью суффиксов и приставок, что обусловлено
неумением использовать способы словообразования. Часто дети заменяют название
какой-либо части предмета названием целого предмета, либо нужное слово заменяют
другим, сходным по значению[32].
В свободном повествовании преобладают простые
распространенные предложения, сложные конструкции почти не употребляются .
Наблюдается аграмматизм: ошибки при согласовании
числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде,
числе, падеже. Много ошибок допускается при использовании как простых, так и
сложных предлогов.
Ограниченность словарного запаса, многократное
использование одинаково звучащих слов в различных значениях делает речь детей
бедной и стереотипной. Дети ограничиваются лишь перечислением действий, даже
правильно понимая логическую взаимосвязь событий[14].
Импрессивная речь к старшему дошкольному возрасту
значительно развивается и приближается к норме. Однако отмечается затруднение
понимания изменений значения слов, выражаемых приставками, суффиксами, также
отмечаются затруднения в различении морфологических элементов, выражающих
значение числа и рода, понимание логико-грамматических структур, выражающих
причинно-следственные, временные и пространственные отношения [32].
Во время дошкольники с общим недоразвитием речи
ошибочно передают логическую последовательность событий, пропускают отдельные
звенья, упускают действующие лица.
Рассказ-описание таких детей обычно представляет собой
отдельное перечисление предметов и их частей. Значительные трудности возникают
при описании игрушки или предмета по определенной схеме. Дети ограничиваются
перечислением отдельных признаков или частей объекта, нарушая связность и
логику высказывания: не завершают фразу, повторяют ранее сказанное.
Творческий рассказ дошкольникам с общим недоразвитием
речи дается с большим трудом. Они испытывают большие трудности при определении
замысла рассказа, нарушают последовательность событий сюжета. Часто вместо
выполнения творческого задания дети пересказывают знакомый текст. Активная речь
детей может служить средством общения, в том случае, когда со стороны взрослых
оказывается помощь в форме вопросов и подсказок [32].
В устном речевом общении, как отмечает Филичева Т. Б.,
дошкольники с общим недоразвитием речи стараются избегать употребления трудных
для них слов и выражений. Недостатки речевого развития заметно проявляются,
если поставить таких детей в условия, когда оказывается неизбежным употребление
трудных для них слов и грамматических категорий. Такие дети практически не
выступают инициаторами общения, они не обращаются с вопросами к взрослым, игры
не сопровождают рассказом.
Несмотря на то, что дошкольники с общим недоразвитием
речи используют в речи развернутые фразы, они испытывают серьезные затруднения
при самостоятельном составлении предложений, в отличии от сверстников с
нормальным речевым развитием.
У детей с общим недоразвитием речи часто встречаются
аграмматичные предложения, которые, как правило, возникают вследствие ошибок в
согласовании и управлении. Такие ошибки не носят постоянного характера: в
разных ситуациях одна и та же грамматическая форма или категория может
использоваться и правильно, и неправильно.
Не редко выступают ошибки в построении сложноподчиненных предложений с союзами
и союзными словами. Составляя предложения по картине дети, часто безошибочно
называя действующее лицо и само действие, не добавляют в предложение названия
предметов, которыми пользуется действующее лицо[60].
Как отмечает Т. А. Ткаченко, развернутые смысловые
высказывания детей с общим недоразвитием речи характеризуются и отсутствием
последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на второстепенные детали,
поверхностные события, а не на причинно-следственные взаимоотношения
действующих лиц. Наибольшие трудности вызывают задания на самостоятельное
рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания. В пересказе
текста также отмечается серьезное отставание от сверстников с нормальным
речевым развитием[52].
Автор: Коданева Юлия Андреевна
Дефектолог-логопед.
Специалист Центра детского коррекционного развития и нейропсихологии
Коданева Юлия Андреевна
Специалист ЦДКРН - Детский логопед, дефектолог, учитель первой квалификационной категории
Имеет большой опыт работы проведения индивидуальных коррекционно-развивающих занятий с обучающимися дошкольного возраста и младшего школьного возраста с РАС, Синдромом Дауна, ЗПР, тяжелой и умеренной УО, ЗРР, ТНР по развитию интеллекта, в государственных и частных детских коррекционных центрах и учреждениях компенсирующего вида. Большую практику работы со школьниками с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями, с 1го по 4й класс), включая сенсорное развитие и коррекцию. Стаж работы с детьми от 3 лет – более 7 лет.
Подробнее >
Спасибо за внимание!
Ждем Вас в нашем центре (Москва, Можайское шоссе 4к1).

Занятия с детским логопедом-дефектологом
ЦЕНТР ДЕТСКОГО КОРРЕКЦИОННОГО РАЗВИТИЯ И НЕЙРОПСИХОЛОГИИ на
Можайском ш 4к1, проводит логопедическую диагностику, логопедическую коррекцию и для детей с
- ЗПР, ЗПРР, ЗРР,
- РАС, ОВЗ, ФФНР, СДВГ, ДЦП,
- синдромом Дауна, алалией, дислалией,
- фобиями и паническими атаками,
- а также для неговорящих детей, логопатов, слабослышащих.
Коррекционные занятия с детьми проводят опытные детские
логопеды-дефектологи. В занятие включаются упражнения на развитие страдающих компонентов речи и других психических функций ребенка, в том числе на постановку звуков, развития восприятия и слуха, коррекцию лексико-грамматических нарушений, формирование моторных функций и артикуляционной моторики. Продолжительность одного занятия – 45-60 минут, но занятие может быть увеличено на 5-10 мин., в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

Наши логопеды-дефектологи:
Лебедева Татьяна Вячеславовна
Детский логопед-дефектолог, нейродефектолог, специалист по работе с детьми с отклонениями в развитии. Закончила с отличием Московский открытый социальный университет по специальности «Коррекционная педагогика и специальная психология (дошкольная)» присуждена квалификация педагог-психолог для работы с детьми с отклонениями в развитии. Является членом Междисциплинарной Ассоциации Миофункциональной Терапии (IAMT) и рекомендована для работы миофункциональным терапевтом в детской многопрофильной клинике. Принимала неоднократное участие в педагогических марафонах, днях здоровья детей, коррекционной педагогики, инклюзивного образования, логопедов, лечебной физической культуры.Ведет детей с ФФНР, ЗПР, ЗРР, тяжелыми нарушениями речи: дизартрией, алалией. Обладает большой практикой по диагностике нарушений, запуску речи, исправления звукопроизношения, коррекции нарушений чтения и письма (дисграфия, дислексия), работает с ОНР по формированию и развитию лексико-грамматической стороны речи.Опыт практической работы с детьми (коррекция нарушений) - более 20 лет..
Подробнее.
Матус Елена Владимировна
Логопед-дефектолог, учитель-логопед, специалист по работе с детьми со сложной структурой дефекта.
Имеет высшее педагогическое образование, МОСУ (Московский открытый социальный университет) по специализации: специальная дошкольная педагогика и психология с дополнительной специальностью логопедия, квалификация: педагог-дефектолог для работы с детьми дошкольного возраста с отклонениями в развитии. Ведет коррекцию системного недоразвития речи у детей раннего возраста (алалия, РАС, ЗПРР, ОНР всех уровней), обучение чтению неговорящих детей, альтернативной коммуникации. Проводит коррекцию всех видов нарушений звукопроизношения, в т.ч. при дислалии, дизартрии, алалии, ЗРР, ФФНР, ФНР. Участник научных конференций, мастер-классов и семинаров по вопросам логопедии, дефектологии и психологии.
Участник научных конференций, мастер-классов и семинаров по вопросам логопедии, дефектологии и психологии. Опыт практической работы с детьми-более 27 лет.
Подробнее.
Белая Татьяна Константиновна
Учитель-дефектолог, сурдопедагог, специалист по раннему развитию. Имеет практический стаж работы с детьми 27 лет.Обладает знаниями и умениями как в области общей педагогики и психологии, так и в области специальной психопедагогики. Работает со всеми категориями детей , в том числе с детьми ОВЗ, включая детей со сложными состояниями. Ведет детей с РАС ,ЗПР, тяжелыми нарушениями речи, открытой\закрытой ринофонией , ФФНР, алалией, дислалией. Большой опыт работы с неговорящими детьми , в том числе глухими и слабослышащими. А также детьми с нарушенным интеллектом. Владеет мимоко-жестовой речью.
Подробнее.
Харитонова Елена Анатольевна
Имеет успешный опыт (более 7 лет) работы с детьми от 2 до 8 лет с в ведущих Центрах развития речи и слуха, логопедической / дефектологической коррекции детей. Работает со всеми категориями детей, включая детей со сложными особенностями развития, Синдромом Дауна, ЗПР, ЗРР, ЗПРР, алалией, детей после кохлеарной имплантации, с нарушением слуха, тяжелыми нарушениями речи, ФФНР, фонематическими нарушениями. Специализируется на детях с расстройством аутистического спектра, неговорящими и слабослышащими детьми, детьми с нарушением интеллекта. Свободно владеет жестовой речью. Опыт практической работы с детьми (коррекция нарушений) - более 7 лет.
Подробнее.


Занятия в Центре:
Занятия
Продолжительность
Нейропсихологическая коррекция
ЦЕНТР ДЕТСКОГО КОРРЕКЦИОННОГО РАЗВИТИЯ И НЕЙРОПСИХОЛОГИИ на
Можайском ш 4к1, проводит нейропсихологическую диагностику, нейропсихологическую коррекцию, сенсорную интеграцию для детей с
- ЗПР, ЗПРР, ЗДВГ, ММД, ДЦП, аутизм, моторная или сенсорная алалия,
- Психосоматические расстройства (энурез, тики, нарушение сна)
- РАС, ОВЗ, ФФНР, СДВГ, ДЦП,
- синдромом Дауна, алалией, дислалией,
- фобиями и паническими атаками,
- а также для неговорящих детей, логопатов, слабослышащих.
Коррекционные занятия с детьми проводят опытные детские
нейропсихологи, клинические психологи. В занятие включаются упражнения на развитие страдающих компонентов психических функций ребенка, в том числе на формирование моторных функций и артикуляционной моторики. Продолжительность одного занятия – 45-60 минут, но занятие может быть увеличено на 5-10 мин., в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка

Наши детские нейропсихологи:
Чесалова Анастасия Олеговна
Клинический психолог, нейропсихолог, детский психолог, арт-терапевт. Окончила Московский Психолого-Педагогический Городской Университет по специальности «Психология», квалификация - Психолог. Преподаватель психологии. Имеет более 15 лет практического опыта работы с детьми от 2-х лет по направлению нейропсихологической диагностики и коррекции детей с проблемами развития, в том числе ЗПР, РАС, СДВГ, ДЦП, умственной отсталостью и другими. Проводит нейропсихологическую коррекцию с детьми от 2 лет. Консультирует по вопросам поведения, детско-родительским отношениям и другим психологическим проблемам ребенка и семьи. Ведет игровую терапию с детьми дошкольного возраста. Является творческим педагогом - проекта «Краски этого мира» - сообщество семей воспитывающих детей с особенностями развития.
Подробнее.
Лунина Марина Владиславовна
Кандидат педагогических наук, клинический психолог, нейропсихолог, педагог-психолог, специалист по Бломберг терапии.Окончила Московский институт психоанализа (нейропсихология, клиническая психология), Московский педагогический государственный университет (к.п.н. педагог-психолог, профессиональное самоопределение старшеклассников), Педагогический колледж (педагогика и методика начального образования). Имеет большой опыт работы в области детской коррекционной психологии и нейропсихологии (более 15 лет) с детьми разных особенностей, в т.ч. РАС, ДЦП, ЗПРР. Работает с детьми от 2 лет. Проводит инновационную и экспериментальную деятельность в рамках образовательного учреждения, округа: Участие в экспериментальной площадке «Активизация профессионального самоопределения учащихся как необходимое условие развития самореализующейся личности в рыночной экономике» (выступление на конференции, статьи). Активный участник конференций, автор ряда статей по детской психологии и нейропсихологии..
Подробнее.
Нефедова Майя Александровна
Клинический психолог, детский нейропсихолог, сенсорный терапевт. Опыт работы более 7 лет с детьми с различной патологией –ДЦП, ММД, СДВГ,ОНР,ЗРР,ЗПР, РАС и др. Работает с детьми от 2 лет, проводит клиническую и нейропсихологическую диагностику. Занимается восстановлением мозговой деятельности, коррекцией и реабилитацией моторных и психических функций у детей, развитием высших психических функций, эмоционально-волевой сферы и социально-коммуникативных навыков.
Подробнее.
Соловова Светлана Васильевна
Клинический психолог, нейропсихолог, специалист по сенсорной интеграции, системный семейный психотерапевт, арт-терапевт. Стаж практической работы с детьми (от 1,3 года и дошкольниками) - более 10 лет. Специализируется на нейропсихологической коррекции детей и подростков, имеющих различные нарушения развития (расстройства аутоспектра, СДВГ, ЗПР, ЗРР, задержка темпов моторного развития, умственная отсталость, нарушения обработки сенсорной информации).
Подробнее.


Занятия в Центре:
Занятия
Продолжительность