

Комплекс занятий, направленных на развитие внимания, развитие логического и абстрактного мышления, тренировку памяти, овладение мнемотехническими приемами.
Цель статьи - описать принципы и техники развития когнитивных процессов, в т.ч.:
1. развитие внимания;
2. развитие логического и абстрактного мышления;
3. тренировки памяти;
4. овладения мнемотехническими приемами.
Предполагаемый возраст: 11-13 лет.
Время мероприятия: 1,5 часа.
Предполагаемое количество детей: 11-12 человек.
Инструментарий: доска, мел, кусочек пластилина, 30-40 палочек, карточки с понятиями, листок и ручка для каждого ребенка.
Психолог предлагает детям сесть по кругу. Он представляется и предлагает детям поиграть в веселую и полезную игру.
"Карлики и великаны"
Цель: разминка, тренировка внимания
Инструкция: все стоят в кругу. На команду: <Великаны!> - все стоят, а на команду: <Карлики!> - нужно присесть. Психолог пытается запутать участников - приседает на команду <Великаны>. Время игры определяется нейропсихологом.
«Мой любимый фрукт».
Цель: создать рабочий настрой в группах, также происходит развитие памяти, развитие способности к длительной концентрации внимания. Инструкция: Вы представляюетесь по кругу. Назвав себя по имени, каждый участник называет свой любимый фрукт; второй – имя предыдущего и его любимый фрукт, свое имя и свой любимый фрукт; третий – имена двух предыдущих и названия их любимых фруктов, а затем свое имя и свой любимый фрукт и т.д. Последний, таким образом, должен назвать имена и названия любимых фруктов всех членов группы. Время игры определяется нейропсихологом.
«Муха»
Цель: развитие концентрации внимания. Для этого упражнения требуется доска с расчерченным на ней девятиклеточным игровым полем 3Х3 и небольшой кусочек пластилина. Инструкция: пластилин выполняет роль "дрессированной мухи". По одной из четырех возможных команд ("вверх", "вниз", "вправо" и "влево") "муха" перемещается соответственно команде на соседнюю клетку. Исходное положение "мухи" - центральная клетка игрового поля. Команды подаются участниками по очереди. Вы должны, неотступно следя за перемещениями "мухи" не допустить ее выхода за пределы игрового поля. Сама игра проводится на воображаемом поле, которое каждый из участников представляет перед собой. Если кто-то теряет нить игры, или "видит", что "муха" покинула поле, он дает команду "Стоп" и, вернув "муху" на центральную клетку начинает игру сначала. "Муха" требует от играющих постоянной сосредоточенности. Время игры определяется нейропсихологом.
«Фигуры»
Цель:развитие зрительной памяти Для этой игры понадобится 30-40 палочек. Выложим на столе 1-3 геометрические фигуры, сложенные из палочек через 1-2 секунды накрываем их листом и просим выложить их. Затем сравниваем с образцом. Время игры определяется нейропсихологом.
"Буриме"
Цель: развитие абстрактного мышления. Стихотворение, обычно шуточного характера, на заранее заданные рифмы, которые нельзя ни переставлять, ни изменять и которые должны быть связаны осмысленным текстом. Допустим, стихотворцу задают рифму "тишина - весна". Немного подумав, тот сейчас же выдает двустишие: Вмиг пропала тишина: По земле пошла весна! Или такое: Все умолкло. Тишина. Где же ты, скажи, весна? Придумайте собственные буриме на рифмы: "роса - небеса"; "пес - принес"; "краски-сказки"; "ветерки-мотыльки"; "у реки - глубоки"; "в лесу - принесу", "колдуны - не страшны", "холодна - у окна". Время игры определяется нейропсихологом.
"Понятия по порядку"
Цель: развитие логического мышления. Инструкция: нужно расположить приведенные ниже понятия по порядку, т.е. от более частных к более общим таким образом, чтобы в образовавшейся цепочке каждое последующее звено относилось к предыдущему как род к виду. К примеру, если даны следующие понятия: «пудель», «животное», «собака», «домашнее животное», то их следует расположить так: «пудель — собака — домашнее животное — животное». Даются карточки со следующими понятиями. Каждому своя.
1. Храм, древнегреческий храм, строение, Парфенон, ритуальное сооружение.
2. Яблоня, растение, дерево, плодовое дерево, цветковое растение.
3. Число, дробь, натуральная дробь, неправильная дробь.
4. Почва, чернозем России, природное образование, чернозем. 5. Согласная буква, знак азбуки, буква «Д», буква.
6. Газ, состояние вещества, кислород, жидкий кислород.
7. Создатель произведений искусства, Фидий, скульптор, человек, древнегреческий скульптор.
8. Сказка, сказка «Колобок», жанр, устное народное творчество.
9. Водоплавающая птица, лебедь, черный лебедь, птица, позвоночные.
10. Природное явление, землетрясение в Японии, стихийное бедствие, землетрясение.
11. Теория вероятности, техническая наука, математика, наука
12. Футбол, спортивная игра, игра с мячом, командная игра.
Время игры определяется нейропсихологом.
«Ассоциации».
Цель: овладение мнемотехническим приемом. Инструкция: приготовьтесь сейчас как следует поработать со своей памятью. Чтобы иметь хорошую память, нужно ее усиленно тренировать, что мы сейчас и постараемся проделать. Сейчас вам будет зачитано 25 слов, которые вам придется запомнить. Причем запомнить твердо, наверняка и в правильной исходной последовательности. Итак, вы прослушаете сейчас 25 слов, которые вам предлагается запомнить. Не пугайтесь! Вам придут на помощь опорные слова — те самые, которые вы видите перед собой на доске. Эти опорные слова все время будут перед вашими глазами. Но как же они вам помогут? А вот как. Ряд слов, которые мы будем сейчас зачитывать, вы образно, наглядно должны связать с рядом опорных слов на экране. К примеру: зачитано первое слово: «город». Вы смотрите на экран, находите первое слово опорного ряда — «великан» и представляете себе великана, осторожно пробирающегося между крошечными домами на улицах города лилипутов. А вот, например, второе слово, которое нужно запомнить — «самолет». А второе опорное слово на экране — «весло». Вы сразу же можете представить новую конструкцию самолета, который словно по воде, плывет по облакам, отталкиваясь от них веслами. Такие образные ассоциации помогут вам хорошо запомнить ряд слов какой угодно длины. Давайте попробуем! Виноград, балкон, сигареты, облако, барабан, кошка, йод, бубенчик, платье, огород, полюс, визит, карман, станок, агрессия, шхуна, кобра, бусы, пчела, баррикада, глянец, линия, марганец, шум, вьюнок. Слова написанные на доске: Забияка, бигуди, веселье, сметана, указка, мышь, адмирал, астероид, фарфор, кит, брат, мастер, дивизия, барышня, марка, шея, гиря, аукцион, ферзь, баян, консенсус, форма, сессия, зигзаг, телефон. А сейчас возьмите лист бумаги и попытайтесь воспроизвести их письменно, используя опорные слова на доске. Если же какое-либо слово так и не вспомнилось, поставьте на этом месте в своем списке прочерк. А сейчас послушайте список слов еще раз. Отмечайте галочками те слова, которые вы вспомнили правильно. Пожалуйста. Виноград, балкон, сигареты, облако, барабан, кошка, йод, бубенчик, платье, огород, полюс, визит, карман, станок, агрессия, шхуна, кобра, бусы, пчела, баррикада, глянец, линия, марганец, шум, вьюнок.
Время игры определяется нейропсихологом.
"Спасибо за приятное занятие"
Цель: эмоциональная разрядка. Инструкция: пожалуйста, встаньте в общий круг. Я хочу предложить вам поучаствовать в небольшой церемонии, которая поможет нам выразить дружеские чувства и благодарность друг другу. Игра проходит следующим образом: один из вас становится в центр, другой подходит к нему, пожимает руку и произносит: <Спасибо за приятное занятие!>. Оба остаются в центре, по-прежнему держась за руки. Затем подходит третий участник, берет за свободную руку либо первого, либо второго, пожимает ее и говорит: <Спасибо за приятное занятие!> Таким образом, группа в центре круга постоянно увеличивается. Все держат друг друга за руки. Когда к вашей группе присоединится последний участник, замкните круг и завершите церемонию безмолвным крепким троекратным пожатием рук. Время игры определяется нейропсихологом.
"Аплодисменты по кругу"
Цель: эмоциональная разрядка в конце занятия. Инструкций: Мы хорошо поработали сегодня, и мне хочется предложить вам игру, в ходе которой аплодисменты сначала звучат тихонько, а затем становятся все сильнее и сильнее. Психолог начинает тихонько хлопать в ладоши, глядя и постепенно подходя к одному из участников. Затем этот участник выбирает из группы следующего, кому они аплодируют вдвоем. Третий выбирает четвертого и т.д. последнему участнику аплодирует уже вся группа. Время игры определяется нейропсихологом.
Ведет занятия в ЦДКРН: