Дислекcия
Дислекcия
Является специфическим расстройством чтения, возникающим по причине нарушений в процессе обработки мозгом получаемых графических символов. При этом сохраняется общая способность ребенка к обучению.

Что такое дислексия?
Это стойкая неспособность овладеть автоматизированным чтением целыми словами, что, как правило, сопровождается недостаточным пониманием прочитанного текста и, как следствие, - неумение пересказать его. Чтение - это один из видов письменной речи, являющейся более поздним и сложным видом, чем устная речь. Формируется чтение на базе устной речи.
При дислексии одно и тоже слово ребенок может прочитать и верно, и неверно, ошибочное прочтение с каждой попыткой выглядит по-новому. Многие дети трудности при прочтении пытаются обойти путем угадывания слов, опираясь при этом на начальную часть слова или на сходство звучания, более старшие - на контекст.
Понимание прочитанного или затруднено, или полностью отсутствует (механическое чтение, точнее, озвучивание текста). Как следствие, у таких детей имеются проблемы с математикой (не могут понять условие задачи) и другим предметам (понимание правил, формулировок, понимание общего смысла прочитанного). Отсюда соответствующая успеваемость при сохранном интеллекте.
Причины дислексий
- Выступают нейробиологические факторы (функциональная несформированность определенных зон мозга). К ним могут присоединятся наследственность, нарушение равновесия между полушариями мозга, правополушарный тип мышления, явное либо латентное левшество у мальчиков.
На что необходимо обратить внимание родителям:
Основным тревожным фактором выступают трудности, отмечаемые при письме и чтении, а также при запоминании орфографии, такие как:
- непонимание и плохое запоминание прочитанной информации, повторение ошибок во время письма и чтения;
- очень плохо читает (его чтение не соответствует ожидаемому в таком возрасте), например: при чтении ребенок пропускает отдельные слова или не замечает отдельные места в тексте;
- ребенок имеет очень плохой почерк, слова наползают друг на друга.
Также следует обратить внимание, если у ребенка отмечается пространственная дезорганизация, трудности в определении низа и верха, правой и левой сторон, нарушение в координации, неуклюжесть.
Что делать?
В таких случаях рекомендуется пройти диагностику у логопеда-дефектолога.
Диагностика дислексии носит комплексный характер и включает оценку разных специалистов (невролога, офтальмолога, логопеда, нейропсихолога). Оценивается уровень сформированности устной речи, письма, неречевых процессов (оптико-пространственные ориентировки, моторика рук, уровень зрительного восприятия, память, мышление). Таким образом диагностика носит комплексный медико-психолог-педагогический характер. Это дает возможность наиболее полно изучить причины и выработать индивидуальный план коррекционного обучения.
Особую важность имеет профилактика дислексии. Ее нужно начинать в дошкольном возрасте, развивая у детей зрительно-пространственные функции, память, внимание, аналитико-синтетическую деятельность, мелкую моторику.
Решение этих задач в нашем центре:
Одинокова Галина Юрьевна
Кандидат педагогических наук, супервайзер ЦДКРН, логопед, дефектолог. Стаж практической работы с детьми - 26 лет. Проводит диагностику речевого и психического развития ребенка, начиная с младенческого и раннего возраста (до 3 лет), а также детей дошкольного и школьного возраста, определяет направления коррекционной помощи. Является участником многочисленных международных конференций. Автор более 40 научных и научно-методических публикаций.
Подробнее.
Кузьмина Татьяна Викторовна
Учитель-логопед, олигофренопедагог высшей категории МГОПУ им.Шолохова, дефектологический факультет, олигофренопедагогика. 15 лет стажа коррекционного лечения детей с клиническими показателями. Основные направления по работе с детьми - коррекция звукопроизношения (дислалия); ФФН; ОНР; ЗРР; дизартрия; заикание; дисграфия и дислексия; афазия - возрастная категория с 3-х лет. Имеет большое количество публикаций в научных журналах, создатель авторской программы по преодолению заикания и сборника практических заданий.
Подробнее.
Кузьменцова Анна Сергеевна
Учитель-олигофренопедагог и учитель-логопед высшей квалификационной категории Московский государственный областной университет (МГОУ имени Крупской), Логопедия с дополнительной специальностью олигофренопедагогика. Имеет 15 лет практической работы с детьми от 2 лет с основной специализацией на нарушении звукопроизношения, ОНР I-III уровня; ФФНР; ЗРР; ЗПР, дислалии, алалии, дисграфии и дислексии. Имеет награды ЮОУО Департамента образования г. Москвы, 2009, 2010, и более 30 публикаций в научных журналах.
Подробнее.