Коррекция синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
Коррекция синдрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ)
Расстройство развития, диагностируемое у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста (не ранее 6 лет). Характеризуется нарушением концентрации внимания, памяти, гиперактивностью и плохо управляемой импульсивностью.

Коррекция при синдроме дефицита внимания
Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) испытывают трудности в школе. Они делают ошибки по невнимательности, не слушают объяснений учителя. На уроке такие дети часто могут проявлять чрезмерную подвижность, вертеться, вставать, совершать много ненужных действий. Они имеют низкую успеваемость и часто считаются озорными и непослушными.
Точная причина СДВГ до настоящего времени не ясна, но выделяют ряд факторов, которые оказывают влияние на проявление данного синдрома:
- СДВГ имеет тенденцию передаваться по наследству. В семьях детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности нередко имеются близкие родственники, имевшие в школьном возрасте аналогичное поведение.
- Патология беременности и родов также может выступать одной из причин СДВГ (токсикоз беременности, угрозы прерывания, гипоксия плода, курение матери, внутриутробные инфекции, недоношенность, асфиксия при родах и т.д.).
- Травмы головного мозга и токсическое поражение мозга (вследствие энцефалита, менингита и т.д.) в раннем детстве также создают предрасположенность к развитию СДВГ.
- К семейным факторам относят низкое социальное положение семьи, наличие криминального окружения, тяжелые разногласия между родителями. Особенно значимыми считаются нейропсихиатрические нарушения, алкоголизация и отклонения в сексуальном поведении у матери.
Исследование данного заболевания подтвердило факт дефицита, определенный веществ (дофамина, норадреналина) в некоторых областях головного мозга.
Диагноз Синдром дефицита внимания и гиперактивности можно установить не ранее 6 лет. Характерные симптомы должны быть представлены в разных ситуациях и обстановках и должны присутствовать не менее полугода.
Диагностические критерии СДВГ
Невнимательность/дефицит внимания (требуется не менее 6 признаков):
- часто проявляющаяся неспособность внимательно следить за деталями или совершение беспечных ошибок в школьной программе, работе или другой деятельности;
- общем недоразвитием речи (ОНР);
- часто не удается поддерживать внимание на заданиях или игровой деятельности;
- часто заметно, что ребенок не слушает того, что ему говорится;
- ребенок часто не способен следовать инструкциям или завершать школьную работу, повседневные дела и обязанности на рабочем месте (не из-за оппозиционного поведения или неспособности понять инструкции);
- часто нарушена организация заданий и деятельности;
- часто избегает или очень не любит заданий, таких как домашняя работа, требующая постоянных умственных усилий;
- часто теряет вещи, необходимые для выполнения определенных заданий или деятельности, такие как школьные вещи, карандаши, книги, игрушки или инструменты;
- часто легко отвлекается на внешние стимулы;
- часто забывчив в ходе повседневной деятельности.
Гиперактивность (требуется не менее трех признаков):
- часто беспокойно двигает руками или ногами, или ерзает на месте;
- покидает свое место в классной комнате или в другой ситуации, когда требуется оставаться сидеть;
- часто начинает бегать или куда-то карабкаться, когда это является неуместным (в подростковом или зрелом возрасте может присутствовать лишь чувство беспокойства);
- часто неадекватно шумен в играх или испытывает затруднения при тихом проведении досуга;
- обнаруживается стойкий характер чрезмерной моторной активности, на которую существенно не влияют социальные ситуация и требования.
Импульсивность (требуется не менее одного признака):
- часто отвечает на вопросы, не выслушав до конца и не задумываясь;
- часто не способен ждать в очередях, дожидаться своей очереди в играх или групповых ситуациях;
- часто прерывает других или вмешивается (например, в разговоры или игры других людей);
- часто слишком много разговаривает без адекватной реакции на социальные ограничения.
Диагноз устанавливается на основании характерных жалоб (родителей) и регистрации признаков имеющихся нарушений.
Важно правильно диагностировать данный синдром и не путать его с физиологическими этапами в развитии у ребенка.
Собирается тщательный анамнез, в котором выясняют, нет ли у родственников такой же проблемы. Для того, чтобы оценить неврологический и психологический статусы, врач должен тщательно изучить медицинские карты детей. Обязательным является прохождение серии исследований: оценить зрение, слух, вербальные и моторные навыки, интеллектуальные способности, черты характера. Требуется консультация аллерголога.
Коррекция Синдрома дефицита внимания и гиперактивности
- Коррекция данного синдрома у ребенка может предполагать медикаментозную и немедикаментозную терапию.
- В первом случае это препараты, которые назначаются врачом неврологом, для коррекции дисфункций в работе головного мозга.
- При немедикаментозной терапии используется комплексный подход, который включает в себя диагностическую и коррекционную работу нескольких специалистов: нейропсихолога, психолога, логопеда (коррекция речевых нарушений), остеопата (коррекция последствий родовых повреждений шейного отдела позвоночника и восстановление кровообращения головного мозга).
Набор специалистов может быть расширен в зависимости от сопутствующих симптомов. Весь комплекс методов психокоррекции при своевременной диагностике поможет гиперактивным детям вовремя скомпенсировать нарушения и полноценно реализоваться в жизни.
Коррекционные занятия проводят наши специалисты нейропсихологи:
Хвингия Ирина Сергеевна
Клинический психолог, нейропсихолог. Окончила Институт Психотерапии и Клинической психологии (ИПиКП); ГАСИС. Стаж практической работы с детьми - 10 лет: Нейропсихологическая диагностика и коррекция детей и подростков, психотерапия вегетососудистой дистонии, психосоматических расстройств, панических атак, фобий, нарушений эмоциональной сферы, шоковых травм.
Подробнее.
Дрозд Иван Андреевич
Психолог. Нейропсихолог. Специалист по работе с фобиями и паническими атаками (ПА). Окончил Московский Гуманитарный Университет (МосГУ) по специальности "психология". Ведет научную разработку по теме: "Особенности эмоциональных состояний людей с разными типами психологической границы личности". Специализируется на нейропсихологической коррекции детей и подростков, психотерапии панических атак и фобий.
Подробнее.
Мойса Наталья Анатольевна
Клинический (медицинский) психолог, нейропсихолог, нейрореабилитолог.Окончила с отличием Казанский (Приволжский) федеральный университет (психологический факультет, бакалавриат психологии); Московский городской психолого-педагогический университет по программе "Клиническая психология". Имеет большой стаж практической работы (более 15 лет) с детьми возраста 2-х лет и старше, в том числе в рамках педиатрического отделения клиники Медси. Является активным участником конференций и автором публикаций.
Подробнее.
Пашнина Ольга Николаевна
Клинический психолог, нейропсихолог, нейрореабилитолог, окончила Московский психолого-социальный институт по специальности «Психолог», специализация - «Клиническая психология» и Московский государственный медико-стоматологический университет по специальности «Клиническая Психология», специализация - «Нейропсихология».
Подробнее.
Дрозд Эльвира
Нейропсихолог, детский психолог, специалист по профориентации и арт терапии. Прошла повышение квалификации в центре эмоционально-образной терапии Линде и International Institute of Differential Psychology (Берлин) по направлениям "Нейропсихология детского возраста", "Эмоционально-образная терапия", "Методы дифференциальной психологии". Стаж практической работы с детьми - более 8 лет.
Подробнее.
Записаться на диагностику