icon-white-2

“Программа нейропсихологической коррекции строится строго исходя из индивидуальных особенностей каждого ребёнка.”

— Стандарты качества ЦНиР

Нейропсихологическая коррекция

Нейропсихологическая коррекция

ЦЕНТР НЕВРОЛОГИИ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА на Ялтинской 2, проводит нейропсихологическую диагностику, нейропсихологическую коррекцию, сенсорную интеграцию для детей с:

  • ЗПР, ЗПРР, ЗДВГ, ММД, ДЦП, аутизм, моторная или сенсорная алалия,
  • Психосоматические расстройства (энурез, тики, нарушение сна)
    РАС, ОВЗ, ФФНР, СДВГ, ДЦП,
  • синдромом Дауна, алалией, дислалией,
  • фобиями и паническими атаками,
  • а также для неговорящих детей, логопатов, слабослышащих.

Коррекционные занятия с детьми проводят опытные детские нейропсихологи, клинические психологи. В занятие включаются упражнения на развитие страдающих компонентов психических функций ребенка, в том числе на формирование моторных функций и артикуляционной моторики. Продолжительность одного занятия – 45-60 минут, но занятие может быть увеличено на 5-10 мин., в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка

Нейропсихологическая коррекция — что это такое?

Нейропсихологическая коррекция — цикл занятий с нейропсихологом с целью устранения проблем в работе высших психических функций, являющихся первопричиной проблем в развитии и обучении.

Изначально систему нейрокоррекции разработал бельгийский педагог Ж. О. Декроли. Эта система включала три этапа: первый этап был посвящён развитию сенсорики, второй — формированию мышления в процессе овладения языком и речью, третий — воспитанию культуры деятельности ребёнка (пение, движения, рисование, ручной труд и т. д.).

С течением времени нейропсихологические занятия доказали, что является очень эффективным методом восстановления естественного хода развития ребёнка и помощи ему в подготовке к предстоящему обучению в школе.

В текущее время нейропсихологическая коррекция включает все три этапа, а также несколько других, необходимых для достижения полноценного эффекта.

Нейропсихологическая коррекция — в каких случаях она необходима?

В большинстве случаев, для родителей сигналом для обращения к нейропсихологу должны стать особенности поведения ребенка, которые мешают ему развиваться. Какие из предложенных факторов по Вашему мнению слишком ярко выражены в поведении Вашего ребенка (под «слишком ярко выражены» понимается доминирующая особенность, которая почти непреодолима)?
  • Ваш ребенок отстает по технике чтения и не любит читать?
  • Не в ладу с орфографией?
  • Плохо пишет или пропускает буквы?
  • Малыш в три года не разговаривает или говорит хуже сверстников?
  • Ваш ребенок не собран и не усидчив?
  • Учителя называют его умным, но рассеянным?
  • Не хочет учить уроки и ходить в школу?
  • Он отвлекается на уроках и при выполнении домашнего задания?
  • Плохо усваивает учебный материал?
  • Вы считаете своего ребенка гиперактивным или наоборот медлительным?
  • Ваш ребенок сутулится, и у него плохая осанка?
  • Вы не можете найти «общего» языка с Вашим ребенком?
  • Или Вашему ребенку поставлен диагноз: ЗПР, ЗПРР, ЗДВГ, ММД, ДЦП, аутизм, моторная или сенсорная алалия?
  • Имеют место быть психосоматические расстройства (энурез, тики, нарушение сна)?

С научной точки зрения:

Если говорить с научной точки зрения, то нейропсихологическая коррекция рекомендована для целого ряда детских расстройств, которые так или иначе влияют на способность обучаться или для любого случая, в котором подозреваются мозговые нарушения на основе когнитивных функций или поведения.
  • проблемы с письмом и чтением (что лежит в основе отвлекаемости)
  • неусидчивость или наоборот заторможенность и медлительность,
  • нарушений мелкой моторики рук и пространственной ориентации,
  • синдром дефицита внимания
  • аутизм
  • расстройства памяти
  • травма головного мозга
  • судорожные расстройства

Процедуры и порядок работы

ЭТАПЫ ЗАНЯТИЙ И РАБОТЫ НЕЙРОПСИХОЛОГА

Программа нейропсихологической коррекции строится строго исходя из индивидуальных особенностей каждого ребёнка, и прописывается специалистом индивидуально для каждого на основе нейропсихологического тестирования.
До начала нейрокоррекционной работы при помощи нейропсихологической диагностики выявляют актуальный уровень развития и знаний ребёнка, выделяют особенности функционирования мозговых структур. По результатам нейропсихологического обследования специалист определит истинные причины трудностей ребёнка, связанные с особенностями работы его мозга, определит какой участок «дал сбой», составит программу индивидуальной коррекционно-развивающей работы.

Установочный этап

Данный этап направлен на создание у ребёнка и его родителей необходимой мотивации и активной установки на прохождение нейропсихологических занятий. Устанавливается эмоциональный контакт как с ребёнком, так и с его родителями, что необходимо для дальнейшей работы.

Этап занятий

Осуществляется программа нейрокоррекционных занятий в соответствии с разработанным ранее планом. Некоторые формы нейрокоррекционных занятий представлены ниже.

Оценка эффективности

Через определенное время системной коррекционной работы проводится еще одно нейропсихологическое обследование – диагностический срез, при котором фиксируются изменения по сравнению с результатами первичного обследования. Диагностический срез делается не менее чем через 5-6 месяцев нейрокоррекционных занятий. Только после этого периода можно однозначно говорить об изменениях.

ВАЖНЫЕ ПРИНЦИПЫ, о которых должны знать родители

В процессе работы с ребенком нейропсихологи руководствуются следующими основными принципами:

  • Принцип «от простого к сложному» — важный принцип, который обязательно учитывается при построении программы занятий для ребёнка.
  • Принцип опоры на сохранные формы деятельности — развитие слабых звеньев при опоре на сильные стороны психики.
  • Принцип вовлечения — создаем ситуацию эмоционального включения и мотивации ребёнка в процесс занятий.
  • Принцип «замещающего онтогенеза» — последовательно воспроизводим нарушенные этапы развития, начиная от самого раннего (проводится не всегда, в зависимости от результатов обследования).
  • Принцип комплексности — воздействие оказывается комплексно на эмоциональную, когнитивную и сенсомоторную сферы. В итоге нейрокоррекция влияет на гармонизацию психического функционирования и личности ребёнка в целом, а не на преодоление одного дефекта.
  • Принцип опоры на индивидуально-личностные особенности ребёнка — учитываются личностные и эмоциональные особенности ребёнка, его семейная ситуации и другие факторы, влияющие на формирование высших психических функций.
  • Принцип учёта двухстороннего взаимодействия между морфогенезом мозга и формированием психики: Для появления психической функции необходим определённый уровень зрелости структур мозга и нервной системы. Поэтому активная нейрокоррекционная работа влияет на созревание структур мозга и нервной системы.

Формы нейропсихологических занятий:

Выбор формы занятий зависит от индивидуальных особенностей ребенка, коррекционных задач и пожеланий родителей. Занятия со специалистами проходят несколько раз в неделю, длительностью 1 час. Обязательным условием успешности нейрокоррекционныхого обучения является выполнение домашних заданий в виде несложных упражнений. Программа занятий определяется по результатам нейропсихологического обследования.
В программу нейропсихологических занятий могут включаются в различных комбинациях:
  • Специальные игровые занятия;
  • Комплекс двигательных упражнений (сенсомоторные занятия);
  • Комплекс дыхательных упражнений;
  • Комплекс упражнений на развитие речи и артикуляции;
  • Нейрохореография (выполнение двигательных «танцевальных» движений под музыку, с отработкой правильного дыхания, напряжения и расслабления мускулатуры);
  • Арт-занятия;

Нейропсихологические сенсомоторные (двигательные) занятия

С помощью серии специальных коррекционно-развивающих упражнений достигается нормализация высших психических функций. Занятия включают в себя дыхательные и глазодвигательные упражнения, нейрохореография, а также различные виды ползания, направленные на нормализацию активационных процессов, снятие тонических нарушений, повышение работоспособности.  В ряде случаев в программу включаются упражнения для развития переключаемости, стоп-игры и т.д.. Параллельно может применяться специальная форма внешнего контроля, которая позволяет ребенку не только выполнять нужную последовательность действий, но и самому участвовать в регуляции своей деятельности.

Сенсомоторные нейроррекционные занятия — один из самых эффективных средств не только восстановления, но и профилактики различных отклонений в развитии ребенка.

Нейропсихологические когнитивные коррекционные занятия

Когнитивные коррекционные занятия применяются в комплексе с другими видами нейрокоррекции, как правило при трудностях обучения (в т.ч. внимания, памяти, проблем письма и чтения (дисграфии и дислексии). К  когнитивной сфере относятся познавательные функции головного мозга: мышление, память, речь, а у детей школьного возраста — умение читать, писать, считать. При нарушениях когнитивной сферы ребенок испытывает трудности с усвоением обучающих материалов, соответствующих его возрасту. На сеансе когнитивной нейрокоррекции проводится работа непосредственно с различными психическими функциями — памятью, пространственной ориентацией, речью, зрительным, слуховым, тактильным восприятием, а также соматогнозисом (восприятием собственного тела). Кроме того прорабатываются  отдельные проблемные аспекты каждой функции: артикуляции, ориентации в пространстве, умение правильно называть предметы и явления, понимание предлогов. Постепенно подключаются задания на развитие процессов мышления, логические и творческие задачи..

Сенсомоторная нейрокоррекция он-лайн

Сенсомоторная нейрокоррекция он-лайн проводится только при возможности таких занятий и только при проведении нескольких установочных нейрокоррекционных занятий офф-лайн (в Центре). Такая форма занятий с нейропсихологом может быть только вынужденной мерой при удаленности или отъезде ребенка, когда программу занятий останавливать не желательно.

Нейропсихологические занятия (групповое занятие, группы 3-5 чел)

Мы также проводим работу по сочетанию детей в группы, основываясь на по уровне развития, возрасте и симптоматике стоящих задач в коррекции. Когда такие сочетания формируются, то  кроме индивидуальных занятий, мы предлагаем проведение нескольких групповых занятий.

Успешность любой коррекционно-развивающей программы обеспечивается комплексным подходом, когда в работу с ребенком включаются несколько специалистов (логопед-дефектолог, психолог). С этой целью мы используем новые технологические приемы, например, тройственное обследование.

Фото нейрокоррекции

Записаться

    Выберите специалиста

    Ваше имя

    Email

    Телефон

    Ваш комментарий:
    (напишите комментарий, если необходимо)

    [anr_nocaptcha g-recaptcha-response]