“Программа нейропсихологической коррекции строится строго исходя из индивидуальных особенностей каждого ребёнка.”
— Стандарты качества ЦНиР
Нейропсихологическая коррекция
Нейропсихологическая коррекция
ЦЕНТР НЕВРОЛОГИИ И РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА на Ялтинской 2, проводит нейропсихологическую диагностику, нейропсихологическую коррекцию, сенсорную интеграцию для детей с:
- ЗПР, ЗПРР, ЗДВГ, ММД, ДЦП, аутизм, моторная или сенсорная алалия,
- Психосоматические расстройства (энурез, тики, нарушение сна)
РАС, ОВЗ, ФФНР, СДВГ, ДЦП, - синдромом Дауна, алалией, дислалией,
- фобиями и паническими атаками,
- а также для неговорящих детей, логопатов, слабослышащих.
Коррекционные занятия с детьми проводят опытные детские нейропсихологи, клинические психологи. В занятие включаются упражнения на развитие страдающих компонентов психических функций ребенка, в том числе на формирование моторных функций и артикуляционной моторики. Продолжительность одного занятия – 45-60 минут, но занятие может быть увеличено на 5-10 мин., в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка
Нейропсихологическая коррекция — что это такое?
Нейропсихологическая коррекция — цикл занятий с нейропсихологом с целью устранения проблем в работе высших психических функций, являющихся первопричиной проблем в развитии и обучении.
Изначально систему нейрокоррекции разработал бельгийский педагог Ж. О. Декроли. Эта система включала три этапа: первый этап был посвящён развитию сенсорики, второй — формированию мышления в процессе овладения языком и речью, третий — воспитанию культуры деятельности ребёнка (пение, движения, рисование, ручной труд и т. д.).
С течением времени нейропсихологические занятия доказали, что является очень эффективным методом восстановления естественного хода развития ребёнка и помощи ему в подготовке к предстоящему обучению в школе.
В текущее время нейропсихологическая коррекция включает все три этапа, а также несколько других, необходимых для достижения полноценного эффекта.
Нейропсихологическая коррекция — в каких случаях она необходима?
- Ваш ребенок отстает по технике чтения и не любит читать?
- Не в ладу с орфографией?
- Плохо пишет или пропускает буквы?
- Малыш в три года не разговаривает или говорит хуже сверстников?
- Ваш ребенок не собран и не усидчив?
- Учителя называют его умным, но рассеянным?
- Не хочет учить уроки и ходить в школу?
- Он отвлекается на уроках и при выполнении домашнего задания?
- Плохо усваивает учебный материал?
- Вы считаете своего ребенка гиперактивным или наоборот медлительным?
- Ваш ребенок сутулится, и у него плохая осанка?
- Вы не можете найти «общего» языка с Вашим ребенком?
- Или Вашему ребенку поставлен диагноз: ЗПР, ЗПРР, ЗДВГ, ММД, ДЦП, аутизм, моторная или сенсорная алалия?
- Имеют место быть психосоматические расстройства (энурез, тики, нарушение сна)?
С научной точки зрения:
- проблемы с письмом и чтением (что лежит в основе отвлекаемости)
- неусидчивость или наоборот заторможенность и медлительность,
- нарушений мелкой моторики рук и пространственной ориентации,
- синдром дефицита внимания
- аутизм
- расстройства памяти
- травма головного мозга
- судорожные расстройства
Процедуры и порядок работы
ЭТАПЫ ЗАНЯТИЙ И РАБОТЫ НЕЙРОПСИХОЛОГА
Установочный этап
Этап занятий
Оценка эффективности
ВАЖНЫЕ ПРИНЦИПЫ, о которых должны знать родители
В процессе работы с ребенком нейропсихологи руководствуются следующими основными принципами:
- Принцип «от простого к сложному» — важный принцип, который обязательно учитывается при построении программы занятий для ребёнка.
- Принцип опоры на сохранные формы деятельности — развитие слабых звеньев при опоре на сильные стороны психики.
- Принцип вовлечения — создаем ситуацию эмоционального включения и мотивации ребёнка в процесс занятий.
- Принцип «замещающего онтогенеза» — последовательно воспроизводим нарушенные этапы развития, начиная от самого раннего (проводится не всегда, в зависимости от результатов обследования).
- Принцип комплексности — воздействие оказывается комплексно на эмоциональную, когнитивную и сенсомоторную сферы. В итоге нейрокоррекция влияет на гармонизацию психического функционирования и личности ребёнка в целом, а не на преодоление одного дефекта.
- Принцип опоры на индивидуально-личностные особенности ребёнка — учитываются личностные и эмоциональные особенности ребёнка, его семейная ситуации и другие факторы, влияющие на формирование высших психических функций.
- Принцип учёта двухстороннего взаимодействия между морфогенезом мозга и формированием психики: Для появления психической функции необходим определённый уровень зрелости структур мозга и нервной системы. Поэтому активная нейрокоррекционная работа влияет на созревание структур мозга и нервной системы.
Формы нейропсихологических занятий:
- Специальные игровые занятия;
- Комплекс двигательных упражнений (сенсомоторные занятия);
- Комплекс дыхательных упражнений;
- Комплекс упражнений на развитие речи и артикуляции;
- Нейрохореография (выполнение двигательных «танцевальных» движений под музыку, с отработкой правильного дыхания, напряжения и расслабления мускулатуры);
- Арт-занятия;
Нейропсихологические сенсомоторные (двигательные) занятия
С помощью серии специальных коррекционно-развивающих упражнений достигается нормализация высших психических функций. Занятия включают в себя дыхательные и глазодвигательные упражнения, нейрохореография, а также различные виды ползания, направленные на нормализацию активационных процессов, снятие тонических нарушений, повышение работоспособности. В ряде случаев в программу включаются упражнения для развития переключаемости, стоп-игры и т.д.. Параллельно может применяться специальная форма внешнего контроля, которая позволяет ребенку не только выполнять нужную последовательность действий, но и самому участвовать в регуляции своей деятельности.
Сенсомоторные нейроррекционные занятия — один из самых эффективных средств не только восстановления, но и профилактики различных отклонений в развитии ребенка.
Нейропсихологические когнитивные коррекционные занятия
Когнитивные коррекционные занятия применяются в комплексе с другими видами нейрокоррекции, как правило при трудностях обучения (в т.ч. внимания, памяти, проблем письма и чтения (дисграфии и дислексии). К когнитивной сфере относятся познавательные функции головного мозга: мышление, память, речь, а у детей школьного возраста — умение читать, писать, считать. При нарушениях когнитивной сферы ребенок испытывает трудности с усвоением обучающих материалов, соответствующих его возрасту. На сеансе когнитивной нейрокоррекции проводится работа непосредственно с различными психическими функциями — памятью, пространственной ориентацией, речью, зрительным, слуховым, тактильным восприятием, а также соматогнозисом (восприятием собственного тела). Кроме того прорабатываются отдельные проблемные аспекты каждой функции: артикуляции, ориентации в пространстве, умение правильно называть предметы и явления, понимание предлогов. Постепенно подключаются задания на развитие процессов мышления, логические и творческие задачи..
Сенсомоторная нейрокоррекция он-лайн
Нейропсихологические занятия (групповое занятие, группы 3-5 чел)
Успешность любой коррекционно-развивающей программы обеспечивается комплексным подходом, когда в работу с ребенком включаются несколько специалистов (логопед-дефектолог, психолог). С этой целью мы используем новые технологические приемы, например, тройственное обследование.
Фото нейрокоррекции
Записаться