“Смысл АВА не в том, чтобы заставить, а в том, что бы вызвать желание учиться чему-то новому.”
— Стандарты качества ЦНиР
АВА-терапист, куратор
Поведенческая терапия или метод прикладного анализа поведения ABA (Applied behavior analysis) — на сегодняшний день является одним из самых эффективных методов коррекции аутизма.АВА-терапия — это интенсивная обучающая программа, в основе которой лежит идея, что любое поведение влечет за собой некоторые последствия, и если ребенку последствия нравятся, он будет это поведение повторять, а если не нравятся, то не будет.
При этом подходе все сложные навыки, включая речь, творческую игру, умение смотреть в глаза и другие, разбиваются на мелкие блоки — действия. Каждое действие разучивается с ребенком отдельно, затем действия соединяются в цепь, образуя сложное действие.
На этом периоде обучения, в отличии от последующих, взрослый не пытается давать инициативу ребенку, а достаточно жестко управляет его деятельностью. Правильные действия закрепляются до автоматизма, неправильные — строго пресекаются. Для достижения желаемого поведения используют подсказки и стимулы, как положительные, так и отрицательные.
Закрепленным навык считается только тогда, когда ребенок сможет выполнять это действие без ошибок в 80 процентах ситуаций вне зависимости от того, в какой атмосфере и кем было дано задание.
КОМУ ТРЕБУЕТСЯ АВА-программа
При всей строгости обучающей программы методика АВА подходит для тяжелых форм аутизма, синдрома Дауна и тяжелых форм интеллектуальной недостаточности.
Выбор именно этой методики оправдан, если поведение ребенка не поддается контролю со стороны близких, он не реагирует на просьбы и запреты, не откликается на имя, не стремится к коммуникации, не имеет речи или речь развита настолько слабо, что ребенок может с трудом (или не может) выразить свои мысли и желания.
АВА-программа
Конечная цель АВА — дать ребенку средства осваивать окружающий мир самостоятельно.
Для каждого ребенка составляется индивидуальный план поэтапного развития. Ребенок может осваивать одновременно два-три не связанных между собой навыка, педагогом выстраивается четкая система усложнения и поэтапного освоения все новых и новых навыков.
В арсенале АВА несколько сотен программ, из которых составляется необходимая комбинация. Среди них:
- невербальная и вербальная имитация,
- общая и мелкая моторика,
- понимание языка,
- называние предметов, называние действий,
- классификация предметов,
- «покажи, как ты… «,
- местоимения, ответы на вопросы «Что?», «Кто?», «Где?», «Когда?», «Как?»,
- употребление «да» и «нет», и других.
Среди программ более высокого уровня –
- «Скажи, что будет, если… » (предугадывает исход действия),
- «Расскажи историю»,
- «Делай как (имя сверстника)»,
- «Позови (имя сверстника) играть».
Услуги в области АВА-терапии
ПРИЕМЫ И ЗАНЯТИЯ:
Первичная консультация ABA-куратора, дети до 3-х лет, 60 мин. | – | 3000р |
Первичная консультация ABA-куратора, дети старше 3-х лет, 90 мин. | – | 4000р |
Составление ABA программы, куратор, 3 дня. Стоимость варьируется, в зависимости от срока и сложности программы. | – | 7000р-12000р |
ABA занятия по ABA программе с ABA-терапистом, дети до 3-х лет, 60 мин.. | – | 1700р |
ABA занятия по ABA программе с ABA-терапистом, дети старше 3-х лет, 60 мин. | – | 1900р |
Коррекция нежелательного поведения. | – | цена по запросу (в зависимости от задачи) |
СОПУТСТВУЮЩИЕ ТОВАРЫ:
Комплекты материалов для занятий дома | – | 1500р |
– | ||
– | ||
– | ||
– | ||
– |
Процедуры и порядок работы
ЗАДАЧА АВА-ТЕРАПИСТА
Из-за нежелательного поведения ребенку, возможно, придется учиться в специальном образовании, в то время как интеллектуально он способен учиться в общеобразовательном классе. Таковы возможные последствия проблемного поведения. Заблуждением считается то, что ограничивающая среда в специальном образовании в первую очередь связана с нехваткой навыков у ребенка. Часто бывает, что спокойного и тихого, сотрудничающего ребенка с особыми потребностями обучают практически в любом классе. Но если ребенок проявляет агрессию или нежелательное поведение (совершает побеги или истерит), то его постараются изолировать или перевести в более ограничивающую среду. Именно проблемное поведение в наибольшей степени ограничивает варианты для обучения ребенка, а не его диагноз или вид инвалидности.
Поэтому задача АВА-тераписта заключается в становится определение функции этого самого поведения и ее коррекции, с тем, чтобы ребенок смог усвоить необходимые навыки поведения и преодолеть отставание в развитии.
ПОРЯДОК РАБОТЫ
Диагностика: Специалист по АВА первоначально определяет поведенческую проблему ребенка, затем проводит «измерения» (изучает и наблюдает поведение), в результате которых производится оценка и вырабатывается стратегия обучения («вмешательство»).
АВА-программа: Для каждого ребенка составляется индивидуальный план поэтапного развития. Ребенок может осваивать одновременно два-три не связанных между собой навыка, педагогом выстраивается четкая система усложнения и поэтапного освоения все новых и новых навыков. Программа пишется АВА-куратором в течение 3-х дней и является продуктом, по которому можем заниматься мама дома самостоятельно или АВА-терапист.
Обучение: Во время обучения по системе АВА с ребенком ежедневно занимается несколько специалистов разной направленности (дефектолог по поведенческим навыкам, музтерапевт, арттерпевт), а контроль осуществляет супервизор — специалист по методике. Специалисты последовательно занимаются с ребенком на протяжении двух-трех часов (делая за это время пять-шесть программ), на протяжении одного дня с ребенком могут последовательно работать два-три специалиста, и ребенок получает пять-шесть часов в день. Все действия по программам записываются в общий журнал работы с ребенком, координируя действия специалистов.
Промежуточная АВА-диагностика и протоколы: АВА-Куратор, который создал АВА-программу для ребенка, в обязательном порядке курирует процесс прохождения ребенка по программе, проверяет результаты и периодически корректирует программу по необходимости. Для этого 1-2 раза в месяц Куратор проводит промежуточные диагностики или присутствует на занятиях. По результатам такой диагностики в программу вносятся коррективы.
ВОЗРАСТ РЕБЕНКА
В АВА-терапии существуют несколько терапевтических моделей, рассчитанных для раннего детства (от 1,5-3,5 лет), дошкольного и школьного возраста, подростков и взрослых.
Коррекция нежелательного поведения (АВА-программа) наиболее эффективна в раннем возрасте, так как такое поведение еще не успело закрепиться, а взрослому проще справиться с ребенком в случае направленной агрессии или самоагрессии ребенка с аутизмом.
ИНТЕНСИВНОСТЬ И ГРАФИК ЗАНЯТИЙ
Программа раннего вмешательства должна быть необходимо и достаточно интенсивной, чтобы ребенок смог усвоить необходимые навыки поведения и преодолеть отставание в развитии. Количество часов в учебной программе может варьироваться в зависимости от потребностей и возможностей. Среднее количество часов в программе АВА — 20 часов в неделю. Минимальное количество часов в АВА‑программе — шесть часов в неделю. В число часов входят все занятия, начиная от диагностики, включая занятия с АВА-терапистом и дома с родителями.
МЕСТО ПРОВЕДЕНИЯ ОБУЧЕНИЯ ПО АВА-ПРОГРАММЕ
AВА может выполняться на дому, в учебном заведении, в детском кружке. Занятия могут быть индивидуальными и групповыми — в маленьких группах (два-три человека) и больших (пять-десять человек). Но такие групповые занятия – большая редкость в силу сложности группирования детей по признакам. Чаще всего проводятся индивидуальные занятия или малые группы.
Для детей дошкольного возраста вне зависимости от уровня развития навыков рекомендуется обучение в системе спецобразования. Обучение на дому может быть ограниченной средой, в которой ребенок не сможет выучить такие важные навыки, как нахождение в группе сверстников, обучение в группе, общение с различными людьми.
Частично обучение может остаться индивидуальным, в особенности для детей с низким уровнем речевых навыков или для детей, которые ранее не обучались и не научились взаимодействовать со взрослыми.
КТО ПРОВОДИТ АВА ЗАНЯТИЯ
Занятия проводят опытные АВА-тераписты, которые обладают соответствующими компетентностями для реализации комплексной АВА-программы. 2-4 раза в неделю АВА-тераписты работают с ребенком, а также привлекают к работе в обязательном порядке родителей или близких.
Важно, чтобы родители ребенка были неотъемлемой часть команды работающей с ребенком, воспитывали ребенка на основе поведенческих принципов обучения и помогали ему обобщить все навыки, которые он выучил в программе.
РЕЗУЛЬТАТ
В результате АВА-терапии ребенок может научиться определенным навыкам. Причем упор делается на “социальные поведенческие”. Если речь идет о ребенке дошкольного возраста, то, например, такие:
- устанавливать зрительный контакт,
- имитировать основные движения,
- имитировать действия с предметами,
- имитировать мелкие и точные движения,
- имитировать произносительные движения,
- выполнять единичные команды,
- узнавать знакомых людей,
- указывать на желаемые предметы
- и т. д., в зависимости от программы, составленной для ребенка специалистом по АВА.
Наши специалисты
-
Бурдаева А.А.
Бурдаева А.А.
Стаж практической работы с детьми от 1 года — более 10 лет.
Детский АВА-куратор, терапист
Подробнее → -
Шустова Ю.В.
Шустова Ю.В.
Стаж практической работы с детьми — 5 лет.
АВА-терапист, специалист по преодолению проблем поведения
Подробнее → -
Минакова В.В.
Минакова В.В.
Стаж практической работы с детьми — более 10 лет.
АВА-Куратор, АВА-терапист, детский психолог
Подробнее → -
Клус Т.П.
Клус Т.П.
Стаж практической работы с детьми — 5 лет.
АВА-терапист, специалист по преодолению проблем поведения
Подробнее →
+7 (495) 488-71-88
ЗАПИСАТЬСЯ
Фото
Записаться