

Для осуществления коммуникации необходимо уметь выражать и передавать мысли. Данный процесс реализуется с помощью фраз. При речевом недоразвитии достаточно отчетливо выступают трудности построения фраз и оперирование ими в процессе речевой коммуникации
Особенности связной речи у детей с общим недоразвитием речи
Для осуществления коммуникации необходимо уметь
выражать и передавать мысли. Данный процесс реализуется с помощью фраз. При
речевом недоразвитии достаточно отчетливо выступают трудности построения фраз и
оперирование ими в процессе речевой коммуникации, они проявляются в
аграмматизме речи (сужении набора употребляемых конструкций, их дефектах,
нарушении грамматической формы слова), что говорит о несформированности
грамматического структурирования[9].
В работах В.К.Воробьевой, С.Н.Шаховской и др.
говорится о том, что самостоятельная связная контекстная речь детей с речевым
недоразвитием несовершенна по своей структурно-семантической организации. У
таких детей недостаточно развито умение последовательно и связно излагать свои
мысли. Они используют набор слов и синтаксических конструкций в упрощенном виде
и ограниченном объеме, испытывают серьезные затруднения в построении фразы, в
синтезировании отдельных элементов в единое целое и в отборе речевого материала
для той или иной цели. С затруднениями в программировании содержания
развернутых высказываний связаны длительные паузы, пропуски отдельных смысловых
звеньев. [8, 62]
К концу обучения в старшей группе большее количество
детей с общим недоразвитием речи способны пересказать короткий текст, составить
рассказ по сюжетным картинам и т.п. – то есть проявляют способность к связным
высказываниям. Однако, их высказывания сильным образом отличаются от связной
речи детей с нормой речевого развития.
Дети дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
отличаются недостаточным умением отражать причинно-следственные отношения между
событиями, узким восприятием действительности, нехваткой речевых средств,
трудностями планирования монологического высказывания. [34]
Левина Р. Е. отмечает, что на фоне относительно
развернутой речи у детей с общим недоразвитием речи наблюдается неточность
употребления многих лексических значений.
Экспрессивная речь в основном состоит из
существительных и глаголов. Наблюдается мало слов, обозначающих качества,
признаки предметов и действий. Детям не всегда удается подобрать однокоренные
слова, образовать новые слова с помощью суффиксов и приставок, что обусловлено
неумением использовать способы словообразования. Часто дети заменяют название
какой-либо части предмета названием целого предмета, либо нужное слово заменяют
другим, сходным по значению[32].
В свободном повествовании преобладают простые
распространенные предложения, сложные конструкции почти не употребляются .
Наблюдается аграмматизм: ошибки при согласовании
числительных с существительными, прилагательных с существительными в роде,
числе, падеже. Много ошибок допускается при использовании как простых, так и
сложных предлогов.
Ограниченность словарного запаса, многократное
использование одинаково звучащих слов в различных значениях делает речь детей
бедной и стереотипной. Дети ограничиваются лишь перечислением действий, даже
правильно понимая логическую взаимосвязь событий[14].
Импрессивная речь к старшему дошкольному возрасту
значительно развивается и приближается к норме. Однако отмечается затруднение
понимания изменений значения слов, выражаемых приставками, суффиксами, также
отмечаются затруднения в различении морфологических элементов, выражающих
значение числа и рода, понимание логико-грамматических структур, выражающих
причинно-следственные, временные и пространственные отношения [32].
Во время дошкольники с общим недоразвитием речи
ошибочно передают логическую последовательность событий, пропускают отдельные
звенья, упускают действующие лица.
Рассказ-описание таких детей обычно представляет собой
отдельное перечисление предметов и их частей. Значительные трудности возникают
при описании игрушки или предмета по определенной схеме. Дети ограничиваются
перечислением отдельных признаков или частей объекта, нарушая связность и
логику высказывания: не завершают фразу, повторяют ранее сказанное.
Творческий рассказ дошкольникам с общим недоразвитием
речи дается с большим трудом. Они испытывают большие трудности при определении
замысла рассказа, нарушают последовательность событий сюжета. Часто вместо
выполнения творческого задания дети пересказывают знакомый текст. Активная речь
детей может служить средством общения, в том случае, когда со стороны взрослых
оказывается помощь в форме вопросов и подсказок [32].
В устном речевом общении, как отмечает Филичева Т. Б.,
дошкольники с общим недоразвитием речи стараются избегать употребления трудных
для них слов и выражений. Недостатки речевого развития заметно проявляются,
если поставить таких детей в условия, когда оказывается неизбежным употребление
трудных для них слов и грамматических категорий. Такие дети практически не
выступают инициаторами общения, они не обращаются с вопросами к взрослым, игры
не сопровождают рассказом.
Несмотря на то, что дошкольники с общим недоразвитием
речи используют в речи развернутые фразы, они испытывают серьезные затруднения
при самостоятельном составлении предложений, в отличии от сверстников с
нормальным речевым развитием.
У детей с общим недоразвитием речи часто встречаются
аграмматичные предложения, которые, как правило, возникают вследствие ошибок в
согласовании и управлении. Такие ошибки не носят постоянного характера: в
разных ситуациях одна и та же грамматическая форма или категория может
использоваться и правильно, и неправильно.
Не редко выступают ошибки в построении сложноподчиненных предложений с союзами
и союзными словами. Составляя предложения по картине дети, часто безошибочно
называя действующее лицо и само действие, не добавляют в предложение названия
предметов, которыми пользуется действующее лицо[60].
Как отмечает Т. А. Ткаченко, развернутые смысловые
высказывания детей с общим недоразвитием речи характеризуются и отсутствием
последовательности изложения, отрывочностью, акцентом на второстепенные детали,
поверхностные события, а не на причинно-следственные взаимоотношения
действующих лиц. Наибольшие трудности вызывают задания на самостоятельное
рассказывание по памяти и все виды творческого рассказывания. В пересказе
текста также отмечается серьезное отставание от сверстников с нормальным
речевым развитием[52].