Нейропсихологическая диагностика

Нейропсихологическая диагностика

Нейропсихологическая диагностика

Представляет собой серию тестов в игровой форме, в процессе которых специалист делает вывод о развитии высших психических функций у ребенка.


Нейропсихологическая диагностика – что это такое?

Нейропсихологическая диагностика представляет собой серию тестов в игровой форме, в процессе которых специалист делает вывод о развитии психических функций у ребенка. Преимущество такой диагностики заключается в том, что с ее помощью можно выявить не только актуальный уровень знаний и умений ребенка, но и базисные патогенные факторы, влияющие на развитие психических процессов головного мозга ребенка.

Нейропсихологическая оценка помогает оценить навыки мышления, поведения, и определить пути решения проблем вашего ребенка. Она помогает понять возможности вашего ребенка и показывает на сколько успеваемость в школе вашего ребенка может зависеть от коррекционного обучения.

В каких случаях она делается?

Нейропсихологическая диагностика рекомендована для целого ряда детских расстройств, которые так или иначе влияют на способность обучаться или для любого случая, в котором подозреваются мозговые нарушения на основе когнитивных функций или поведения:
  • проблемы с письмом и чтением (что лежит в основе отвлекаемости)
  • неусидчивость или наоборот заторможенность и медлительность,
  • нарушений мелкой моторики рук и пространственной ориентации,
  • синдром дефицита внимания
  • аутизм
  • расстройства памяти
  • травма головного мозга
  • судорожные расстройства
  • генетические нарушения

Зачем нужна диагностика?

Нейропсихологическая диагностика нужна, чтобы помочь решить проблему ребенка, чтобы точно определить в какой области есть необходимость лечения и как можно скорее начать коррекционное лечение.

Когда в Центр детского коррекционного развития и нейропсихологии обращаются родители детей, у которых возникают проблемы в детском саду или в школе, то первое, что необходимо провести – это диагностику актуального развития высших психических функций ребенка и определить, что лежит в основе трудностей, мешающих им успешной адаптации в социуме, определить наилучшую обучающую среду для вашего ребенка.

Нейропсихологическая диагностика важна по нескольким причинам:

  • Она покажет мыслительные способности вашего ребенка на данный момент, поможет увидеть актуальные и потенциальные возможности ребенка, определит проблемные зоны и поможет создать индивидуальную или групповую программу нейропсихологической коррекции.
  • Она может понадобиться, чтобы получить дополнительные услуги для вашего ребенка.
  • Она может повторяться в будущем, чтобы показать изменения, которые произошли с течением времени.
  • Диагностика также может проводиться во время важных этапов развития в жизни ребенка, например, в момент перехода из детского сада в среднюю школу или после школы перед выходом на работу.
Нейропсихологическая диагностика, которая проводится до начала коррекционных занятий называется базовой диагностикой. Любые дополнительные оценки, сделанные во время или после коррекционных занятий можно сравнить с результатами базовой диагностики, чтобы определить влияние коррекционных или лечебных процедур. После того, как ребенок возвращается в школу после лечения, диагностика может быть повторена, чтобы помочь школьному персоналу определить какая специальная помощь ему может понадобиться. Диагностика обычно повторяется после окончания курса коррекционного обучения, через каждые два-три года после занятий, или если возникают какие-либо проблемы.

Нейропсихологическая диагностика особенно полезна для отслеживания прогресса в реабилитации после черепно-мозговой травмы или других неврологических заболеваний. Она может существенно помочь в планировании образования и профессиональной программы. Она также может быть неоценимым для определения инвалидности или для судебно-медицинских (юридических) целях.

На основании результатов тестирования, индивидуально для каждого ребенка, с учетом его возрастных и психофизиологических особенностей, составляется поэтапная схема коррекционного воздействия (обучения).

Как проводится диагностика?

Комплексная диагностика занимает время от 1 час до 1.5 часов в зависимости от возраста ребенка и целей диагностики.

Диагностика умственных способностей детей в возрасте до пяти лет или шесть, как правило, отличается от нейропсихологического тестирования детей школьного возраста и показывает несколько иную информацию. Наиболее подходящей методикой диагностики детей младшего возраста, как правило, является методика всесторонней оценки развития.

Но не все нейропсихологические диагностики одинаковы, поскольку это не фиксированная серия тестов, которые каждый ребенок может пройти. Специализированные знания и опыт нейропсихолога позволяет выбирать, управлять, и интерпретировать конкретные тесты и процедуры, которые необходимы, чтобы получить наиболее полное представление о сильных и слабых сторонах ребенка. Каждое нейропсихологическое обследование подбирается с учетом потребностей каждого конкретного клиента.

Этапы диагностики:

  • беседа с родителями ( сбор анамнестических данных о беременности, родах и развитии ребенка);
  • непосредственно проведение тестирования ( предложение ребенку выполнить серию упражнений).

В ходе тестирования предлагается запоминать слова, считать в уме, выполнить ряд двигательных упражнений, описывать увиденную картинку. Все задания предлагаются в форме игры, быстрая смена проб не дает ребенку утомиться.

Общие навыки, на которые проводится оценка вашего ребенка:

  • Интеллект: общие знания, широкое мышление и навыки решения проблем.
  • Восприятие и моторные функции: насколько хорошо мозг ребенка интегрирует информацию, поступающую с помощью визуального и слухового восприятия. Например, вашего ребенка могут попросить копировать формы и звуки.
  • Внимание: способность сосредоточиться и поддерживать свое внимание в течение долгого времени.
  • Память: способность узнавать и запоминает новую информацию. Например, нейропсихолог может рассказать ребенку историю и задать вопросы по ней.
  • Языковые навыки и словарный запас: оценивается количество слов, которые ваш ребенок знает и может использовать.
  • Формирование концепции и решения проблем: Вашему ребенку будет предложено решить новые задачи, которые он раньше не видел.
  • Планирование и организация: нейропсихолог, проводящий диагностику, будет оценивать как Ваш ребенок умеет планировать и организовывать.
  • Скорость обработки: Ваш ребенок будет проверен на скорость мышления.
  • Академические навыки: способности в области чтения, письма и математики.
  • Поведение, эмоции и личность: нейропсихолог оценит находится ли ваш ребенок в депрессии, тревоге, или имеет какие-либо проблемы с поведением. Это будет основано на том, что специалист увидит в процессе диагностики, а также того, что вы сообщите о поведении ребенка дома или в школе.

Кто проводит нейропсихологическую диагностику?

Нейропсихологическую диагностику проводит ДЕТСКИЙ НЕЙРОПСИХОЛОГ - квалифицированный психолог, который имеет специальную подготовку, образование по нейропсихологии и опыт работы в этой области с детьми.

Детский нейропсихолог

  • Специалист, который выстраивает работу по развитию важных психических функций ребенка, проводит обследование ребенка и выясняет, какие звенья высших психических функций развиты у него хорошо, а какие - более слабые, и за счет чего имеются те или иные проблемы развития и обучения.

В нашем центре работают кандидаты психологических наук, окончившие ведущие ВУЗы страны (в т.ч. МГУ имени М.В.Ломоносова, Университет им. Н.И. Пирогова, Институт Психотерапии и Клинической психологии, ГАСИС) работающие в специализированных Научно-практических центрах, имеющие стаж практической работы с детьми в области нейропсихологии более 13 лет.

Наши специалисты - нейропсихологи диагносты:

Фуфаева Екатерина Валерьевна

Клинический психолог, нейропсихолог. Окончила психологический факультет МГУ им. М.В. Ломоносова с отличием по специальности «Клиническая психология», специализация «Нейропсихология», является соискателем ученой степени кандидата психологических наук (МГУ им. М.В. Ломоносова). Стаж практической работы с детьми - 10 лет. Обладает высшей категорией по специальности медицинская психология. Подробнее.

Чистоградова Ирина Адольфовна

Нейропсихолог, психолог, кандидат психологических наук. Окончила Московский медицинский институт, лечебный факультет, интернатуру по терапии; МГУ им. М.В. Ломоносова, факультет психологии, с отличием. Общий стаж практической работы более 35 лет, из них 20 лет - психологическая работа с детьми в возрасте от 1,5 до 18 лет. Около 10 лет работает в составе психолого-педагогического консилиума. Подробнее.

Хвингия Ирина Сергеевна

Клинический психолог, нейропсихолог. Окончила Институт Психотерапии и Клинической психологии (ИПиКП); ГАСИС. Стаж практической работы с детьми - 10 лет: Нейропсихологическая диагностика и коррекция детей и подростков, психотерапия вегетососудистой дистонии, психосоматических расстройств, панических атак, фобий, нарушений эмоциональной сферы, шоковых травм. Подробнее.

Как подготовиться к диагностике?

При подготовке к диагностике следует руководствоваться простейшими правилами, которые позволять провести ее эффективно и получить хороший результат.

  1. 1. Родители должны быть готовы к беседе с нейропсихологом. Это важно потому, что в процессе диагностики проводится сбор очень важных анамнестических данных о беременности, родах и развитии ребенка. Присутствие родителя или основного воспитателя важно еще и потому, что Вы сможете поговорить со специалистом относительно результатов и понять, что они будут означать.
  2. 2. Вне зависимости от поведения ребенка, убедитесь, что ребенок здоров, накормлен и хорошо отдохнул, так как, в противном случае эти факторы могут сильно влиять на поведение ребенка и на результаты диагностики.
  3. 3. Не забудьте взять с собой очки или слуховые аппараты, если вы их используете.
  4. 4. Вы можете сказать ребенку, что эта оценка будет похожим на занятие в школе. Например, вашему ребенку будет предложено ответить на вопросы, сделать тесты на бумаге, решить головоломки и другие интересные тесты в игровой форме. Многие дети любят такие занятия.

Какие результаты и что c ними делать?

Нейропсихолог может идентифицировать у вашего ребенка нежелательные особенности психических функций, которые можно исправить или скорректировать, поэтому самое главное - это определить методики, которые могли бы помочь ему справиться с ними. В ходе тестирования Нейропсихолог определит причины проблем, предложит индивидуальную или групповую программу нейропсихологической коррекции.

Результатом диагностики может быть письменный отчет для вас, который станет руководством для дальнейшего коррекционного обучения, а также, при необходимости, может быть предоставлен Вами в школу вашего ребенка для школьного совета. В отчете будет указано влияние лечения на способности вашего ребенка.

Он может включать в себя:

  • справочную информацию (история вашего ребенка и текущие проблемы),
  • названия оценок, которые были в ведении,
  • результаты вашего ребенка по оценкам,
  • интерпретацию результатов нейропсихологом: краткое изложение результатов и как они связаны с состоянием здоровья и развития вашего ребенка,
  • рекомендации для родителей и сотрудников школы, а также направления к другим специалистам.

Отчет может быть использован Вами для предоставления школьному совету, директору, и учителям, чтобы определить, какие услуги или специальная помощь нужны вашему ребенку. В некоторых округах, это может быть единственным инструментом, который позволит вашему ребенку получить дополнительные услуги.

В чем разница между нейропсихологической диагностикой и оценкой речевых навыков?

Несмотря на то, что в диагностике логопед-дефектолог и детский нейропсихолог могут использовать частично одни и те же критерии, есть разница в том, что они оценивают и корректируют. Если у ребенка есть речевые нарушения, то кроме логопедической диагностики может понадобиться более широкая нейропсихологическая диагностика. Тогда как логопед-дефектолог смотрит именно проблемы речи и как они влияют на коммуникации (способность говорить, аудирование, социальное взаимодействие) в жизни вашего ребенка, нейропсихолог смотрит на более широкий круг навыков, связанных с мышлением (решение проблем, внимания, обработки информации и тд).

При решении логопедических задач очень важно исключить проблемы неропсихологического характера, которые могут не позволить достичь результата.

Дальнейшие действия

После того, как ребенку проведена диагностика, а родителям обозначены и объяснены рекомендации, мы остаемся в контакте с семьей, чтобы помочь им реализовать наши рекомендации. Для детей специалистами диагностами лично проводятся:

В нашем Центре во главе с кандидатом медицинских наук Суворовой Натальей Дазмировной в междисциплинарном содействии работают высочайшего уровня специалисты неврологи, детские и подростковые психологи, остеопаты, которые находятся на месте и могут предоставлять дополнительные услуги и корректировать программу по мере необходимости.

Для того, чтобы записаться на ДИАГНОСТИКУ, позвоните нам по телефону (495) 120-04-57 или заполните анкету онлайн.

Фото и видео

Нейропсихологическая диагностика Нейропсихологическая диагностика Нейропсихологическая диагностика

Мы ценим Ваше время!

Оставьте телефон и мы Вам перезвоним