Психологические причины расстройств пищевого поведения.
РПП страдает около 5% населения по всему миру. Оно начинает
проявляться в подростковом возрасте (чаще у девочек, чем у
мальчиков). Причины данного расстройства могут быть как
соматические (нарушение обмена веществ, гормональный
дисбаланс, ведущий к нарушению захвата серотонина,
дисфункциональное расстройство механизмов насыщения) , так и
психологические.
Расстройства пищевого поведения (РПП) — это группа
патологических состояний, при которых человек переедает, сильно
ограничивает себя в еде или испытывает эмоциональный
дискомфорт из-за собственных пищевых привычек (анорексия,
булимия, компульсивное переедание и др.).
РПП страдает около 5% населения по всему миру. Оно начинает
проявляться в подростковом возрасте (чаще у девочек, чем у
мальчиков). Причины данного расстройства могут быть как
соматические (нарушение обмена веществ, гормональный
дисбаланс, ведущий к нарушению захвата серотонина,
дисфункциональное расстройство механизмов насыщения) , так и
психологические.
Давайте же более детально рассмотрим именно психологические
причины (стоит отметить, что каждый случай индивидуален, и
психотерапия направлена на поиск именно Ваших личных
глубинных причин и их проработку). Однако наиболее частые
причины таковы:
1. Заниженная самооценка
Неуверенный в себе человек замечает регулярно свои недостатки и
делает на них акцент. Он всегда недоволен собой и своим внешним
видом. Он чувствует себя несчастным и некрасивым. У него
начинает формироваться установка “Когда я похудею- сразу стану
счастливым и начну любить себя”. С этой установки начинаются
жёсткие диеты и ограничения в еде, которые сменяется
компульсивным перееданием и невозможностью остановиться или
же переедание с последующим очищением организма (булимия),
анорексия (грубый и тотальный отказ от полноценного питания).
2. Одиночество
Человек чувствует себя совсем одним в этом мире. Он не может ни
с кем поделиться своими переживаниями, а родные и близкие его
будто не слышат и не понимают. Такой человек не испытывает
удовольствия от жизни, ведь мир кажется ему пустым и страшным,
где нет поддержки. Тогда он фокусируется на еде (ведь еда для
него- это единственный источник получения удовольствия).
Дефицит удовольствия от жизни и общения он компенсирует едой (в
таком случае, может начать формироваться булимия или
компульсивное переедание).
3. Сильное чувство тревоги
У человека повышенная тревожность (на него навалились
проблемы в школе, в отношениях со сверстниками, во
взаимодействии с противоположным полом) и он не знает, как
справиться с этой тревогой, он не умеет находить способы
расслабления и успокоения. Таким образом, он выбирает способ
“все проблемы и стресс заедать). Во время приемов пищи он
чувствует, что тревога снижается и он будто спрятался от этой
“тревожной реальности”.
4. Непринятие своего тела
В подростковом возрасте сильно меняется гормональный фон,
видоизменяется тело. И подросткам бывает достаточно трудно
принять эти изменения (кого-то не устраивает лишний вес или
прыщи, а кого-то формирвание женственных округлившихся форм).
Тогда подросток начинает ненавидеть свое новое тело и
бессознательно пытается ему “отомстить” за эти изменения и
“наказать” его. Как же он его наказывает? Например, голодом
(жесткими диетами, анорексией).
5. Непринятие своих эмоций
Очень часто люди боятся своих негативных эмоций, таких как:
обида, злость, грусть, гнев, вина и т.д. Многие подростки считают,
что эти эмоции ненормальны и их не должно быть. В семье родные
часто формируют запрет у ребенка на выражение негативных
эмоций (например, “не плачь”, “не злись”, “не переживай и не
волнуйся”). В итоге ребенок не умеет выражать конструктивно эти
эмоции и с помощью РПП заглушает их.
В этой статье мы разобрали лишь малую часть причин, которые
могут приводить к РПП. Можно отметить, что увеличивают риск
развития этих расстройства такие факторы, как неумение выражать
свои негативные эмоции и переживания, непринятие себя и своего
тела.
Решением задач коррекции детей РПП занимаются нейропсихологи и психологи Центра:
Специалист ЦДКРН
Детский нейропсихолог, клинический психолог, педагог- психолог.
Курьянова Татьяна Александровна
Детский нейропсихолог, клинический психолог, педагог- психолог
Окончила с отличием Российский национальный исследовательский медицинский университет имени Н.И. Пирогова по специальности
клинической психологии, Клинический психолог.
Опыт работы с детьми более 7 лет, в том числе в коррекционных школах, центрах комплексного сопровождения детей с РАС, ЗПР, СДВГ. Работает по методу замещающего онтогенеза, сенсомоторной и когнитивной коррекции с детьми от 3 до 16 лет, в том числе с детьми, имеющими особенности в развитии (ЗРР, ЗПР, УО, СДВГ, ДЦП, РАС, интеллектуальная недостаточность, умственная отсталость).
Преподаватель мастер- классов по разным темам нейропсихологии, клинической психологии и психотерапии для студентов Московского университета имени С.Ю.Витте.
Призер 2 места Всероссийского конкурса образовательных программ» в номинации «Коррекционно- развивающие программы»
- Нейропсихологическая диагностика.
- Сенсомоторная коррекция
- Когнитивная коррекция
- Развитие памяти, внимания, усидчивости
- Коррекция саморегуляции
- Коррекция эмоционально- личностной и мотивационно- волевой сферы
- Работа с психическими диагнозами (депрессии, БАР, эпилепсия, РПП, шизотипическое расстройство
Ведет занятия и приемы в ЦДКРН:
Статьи Курьяновой Т.А.
Спасибо за внимание!
Расписание специалистов → Записаться сейчас → Звонок в Центр →Ждем Вас в нашем Центре (МОСКВА, МОЖАЙСКОЕ ШОССЕ 4К1).
УСЛУГИ В НАШЕМ ЦЕНТРЕ
Поможем в выборе!
Если у вас есть вопросы, оставьте заявку — мы ответим на все ваши вопросы

Оставьте комментарий: