Алалия

Алалия

Алалия

Это нарушение психического развития ребенка, связанное с полным отсутствием или недоразвитием речи при нормальном слухе и сохранном интеллекте.


Причиной алалий выступает повреждение участков головного мозга (речевых зон) во внутриутробном периоде (патология беременности или родов) или раннем детстве до з лет (последствия менингитов, энцефалитов, черепно-мозговые травмы и т.д.).

Алалия диагностируется примерно у 1% дошкольников и 0,6-0,2% детей школьного возраста; при этом в 2 раза чаще у мальчиков.

Формы алалий:

  • Моторная алалия.
  • Сенсорная алалия.
  • Сенсомоторная алалия(смешанная).

Моторная алалия.

В этом случае у ребенка не развивается собственная речь, однако понимание чужой речи остается сохранным; позднем формировании фразовой речи (после 4 лет) и бедности предречевых этапов (нередкое отсутствие лепета).

Симптомы моторной алалии:

  • Дети, страдающие этой формой алалии, имеют достаточные произносительные возможности, но они не способны ими пользоваться. Нарушения носят фонематический характер, у них нарушена операция выбора звука для оформления речевого высказывания (замена звука в слове на другой; выпадение звуков).
  • Так же имеются нарушения смысловой стороны речи. В пассивном словаре у этих детей слов значительно больше чем они используют в активной речи. Речь бедна, резко ограничено использование в речи глаголов.
  • Дети заменяют одни слова другими, близкими по смыслу входящими вместе с ними в одно ассоциативное поле (вместо слова стол говорят стул и т. д.); могут объединять слоги, относящихся к разным словам, в одно слово (трашет – трактор пашет).
  • Нарушение грамматического строя речи проявляется в неправильном согласовании слов по числу, роду, падежу, времени, опускают в речи предлоги.
  • К речевым нарушениям часто присоединяются и другие проблемы: вегето-сосудистые изменения, нарушение мелкой моторики, общая моторная неловкость, речевой негативизм (нежелание говорить), замкнутость, агрессивность, импульсивность(заторможенность).

Сенсорная алалия.

Ребенок с сенсорной алалией имеет сохранный слух и способности к развитию активной речи, но у него имеется разрыв между значением и звучанием слов, и, как следствие, понимание речи окружающих затруднено. Дети не понимают речь, не пользуются ею, что вызывает сопутствующие нарушения – затруднены контакты с окружающими людьми, зрительного восприятие искажено, происходит задержка умственного развития и т.д.

Симптомы сенсорной алалии:

  • Речь таких детей носит бессмысленный непонятный для окружающих характер. Много бессмысленных звукосочетаний и обрывков слов, эхолалий (неосознанной повторение чужих слов), отмечается навязчивое повторение звуков, слогов, объединение слогов разных слов в одно.
  • Вцелом, речь ребенка с сенсорной алалией – это повышенная речевая активность на фоне пониженного внимания к речи окружающих и отсутствия контроля за своей речью. Для общения с другими людьми такие дети пользуются жестами и мимикой.
  • Ситуация обостряется наличием вторичных патологий: разнообразные трудности поведения, особенности эмоционально-волевой сферы, вторичная задержка умственного развития.

Таким детям, часто, ставится неверный диагноз: олигофрения, аутизм, тугоухость и т.д.

В чистом виде сенсорная и моторная алалия наблюдается нечасто, обычно встречается смешанная сенсомоторная алалия.

Коррекция алалий

  • Это прежде всего комплекс воздействий и должна носит медико-психолого-педагогический характер.

Включает:

  • медикаментозную терапию (направлена на созревание мозговых структур);
  • физиотерапию (в том числе лазеротерапия, магнитотерапия, водолечения, электрофорез);
  • работу с логопедом-дефектологом (коррекция речевых недостатков);
  • работу с нейропсихологом (направлена на созревания высших психических функций).

Залогом успеха коррекционной работы при алалии служит ее раннее (с 3-4 лет) начало, комплексный характер, системное воздействие на все компоненты речи, формирование речевых процессов в единстве с развитием психических функций.

Мы ценим Ваше время!

Оставьте телефон и мы Вам перезвоним